Страстной называется последняя неделя Великого поста, которая предшествует главному христианскому торжеству — Пасхе или Воскресению Христову. В 2024 году она начнется в понедельник, 29 апреля, и продлится до субботы, 4 мая.
Каждый день Страстной седмицы является Великим. В это время верующие вспоминают страдания и последние дни земной жизни Спасителя — страсти Христовы. Подробнее о том, как люди готовятся к Страстной неделе, что можно и нельзя делать в эти дни, — в материале «Известий».Что такое Страстная неделя перед Пасхой
Страстная седмица — это заключительный и самый строгий период Великого поста. Точкой отсчета недели считается Вербное воскресенье, или праздник Входа Господня в Иерусалим. В 2024 году он выпадает на 28 апреля.
Седмица имеет два варианта именования: Великая и Страстная. Понятие «Великая седмица» восходит к греческой христианской традиции. Благодаря этому у русскоговорящих верующих закрепился обычай называть великими отдельные дни Страстной недели, например, Великий понедельник, Великий вторник и так далее.
«Называется седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя», — сказано в синаксаре (сборнике исторических сведений о том или ином празднике). Однако в церковных писаниях и в быту закрепилось второе название — Страстная неделя.
В переводе с церковного языка слова «страсти» означает «страдания». Именно в последнюю неделю Великого поста верующие вспоминают страдания Сына Божьего перед распятием и его сошествием в ад. Сам термин «Страстная неделя» упоминается в Типиконе (церковно-богослужебный устав) только один раз в 17-й главе, которая посвящена расписанию чтения отдельного раздела Псалтири.
В Страстную седмицу не празднуют дни святых, не поминают умерших, не проводят венчания и крещения — все обряды посвящены подготовке к Христову Воскресению, Пасхе.
Страстная неделя: значение каждого дня
Каждый день Страстной недели имеет свое символическое значение. Данный период отсылает к евангельским событиям, которые связаны с последним пребыванием Христа на земле.
Великий понедельник
В первый день Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, жизнеописание которого во много напоминает путь Спасителя. Согласно библейской Книге Бытия, святой был одним из 12 сынов патриарха Иакова, который умер примерно в 1700 году до нашей эры. Иосиф был любимым сыном своего отца. В юности мальчику часто снились сны, которые предвещали будущее. Его братья мучились завистью, поэтому решили избавиться от праведного Иосифа. Они продали его купцам, которые следовали в Египет, за 20 сребреников.
В Египте Иосиф попал в служение к начальнику царских телохранителей Потифару и заслужил его доверие. Однако супруга господина захотела погубить праведника. Женщина пыталась склонить святого к прелюбодеянию, но получила отказ. Тогда она заявила мужу, что Иосиф сам хотел ее осквернить, за что его посадили в темницу. Будучи в заключении он прославился своим умением толковать сны. Так, однажды святой предсказал фараону приближение голодных лет и бедствий. В последствии правитель назначил его на должность главного сановника Египта.
Праведника сравнивают с Иисусом не только из-за схожести земной жизни. Иосиф прославился своей добротой и готовностью прощать.
Кроме того, в Великий понедельник православные верующие также вспоминают иссушение Христом бесплодной смоковницы. Так, дерево, покрытое богатой листвой, но не приносящее плодов, стало символом лицемерия фарисеев и церковных книжников, с которыми боролся Иисус Христос.
В понедельник Страстной недели начинается чин мироварения. Данный ритуал совершается раз в год и представляет собой изготовление особого освященного ароматического масла, или миро, который используется для помазанья после крещения. Готовят миро в течение трех дней. В состав входит смесь из 50 различных масел, трав и душистых смол. Освящают миро в Великий четверг, после его рассылают по епархиям и благочиниям Русской православной церкви.
Великий вторник
Следующий день Страстной недели посвящен проповедям Христа в Иерусалимском храме и вне его. Первосвященники, услышав слова Иисуса, хотели схватить и убить его, но не решались открыто нападать, поскольку боялись протестов народа, который принял Христа как пророка.
В Евангелии сказано, что в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем Втором пришествии и поведал две притчи: о талантах и о десяти девах. Основной посыл притчи о талантах — это то, что каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему способности через труд. Под талантом прежде всего понималась монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке.
Притча о десяти девах повествует о Втором пришествии Христа, за которым последовал страшный суд. Спаситель описал свой приход через ритуал пришествия жениха в дом невесты, которая ждет будущего супруга, окруженная подругами с горящими светильниками. На примере этой истории Иисус хотел показать ученикам, как важно готовиться ко Второму пришествию.
Когда фарисеи услышали притчи Христа, они хотели донести на него властям и опорочить его имя хитростью. Они спросили: «Как ты думаешь, позволительно ли давать подать кесарю или нет?».
Вопрос был провокационным, если бы Христос ответил положительно, его бы обвинили в поддержке римской власти, в случае отрицательной реакции — назвали бы мятежником. Однако Христос вместо этого показал фарисеям римский динарий, на которой был изображен кесарь и произнес фразу: «Итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу».
Великая среда
На третий день Церковь вспоминает сразу два евангельских события. Первое связано с помазанием Христа миром, второе — с предательством Иуды. Согласно писанию, один из 12 апостолов, Иуда Искариот, отправился к первосвященникам, чтобы донести на своего учителя. Иуде предложили 30 сребреников, за которые можно было приобрести земельный участок в Иерусалиме.
В этот день совершается последняя Литургия преждеосвященных даров и произносится молитва с тремя земными поклонами. Кроме того, на вечерней службе в среду верующие принимают участие в таинстве исповеди.
Великий (чистый) четверг
Великий четверг посвящен воспоминаниям о Тайной вечере когда за столом со своими ближайшими учениками Спаситель установил новое таинство Еврастихии, или святого Причастия. Согласно Евангелию от Матфея, Спаситель взял хлеб, с благословлением преломил его и раздал ученикам, сказав, что это тело его. После этого подал им чашу с вином, которая олицетворяет кровь Христову. Следовательно, принимая святое причастие, верующие как бы соединяются с Христом и принимают в себя часть его. Таинство, которое проходит в Великий четверг, имеет особый смысл для христиан.
В кафедральных соборах в Великий четверг совершается обряд омовения ног. Ритуал происходит в память о смирении, которое показал Сын Божий, умывая ноги своим ученикам перед Тайной вечерей.
Кроме того, в этот вечер прозвучало предсказание Иисуса об отречении Петра, молитва в Гефсиманском саду, арест Иисуса и суд на ним, отречение Петра и передача Спасителя Понтию Пилату.
Согласно православной традиции, верующие утром в четверг начинают готовиться к Пасхе: приводят дом в порядок, ходят в баню, красят яйца и пекут куличи.
Великая пятница
Страстная пятница — самый мрачный и скорбный день последней недели Великого поста. Христиане вспоминают Крестные страдания и смерть Иисуса Христа. Писание гласит, что по пути на Голгофу Христа избивали римские воины, которые его и сопровождали. Они возложили на голову Иисуса терновый венец и заставили в одиночку нести тяжелый крест.
Однако самый тяжелые часы жизни Спасителя начались с момента распятия. Ведь в древнем мире подобное наказание считалось болезненным, жестоким и позорным.
В память об этих событиях с вечера четверга в храме читают 12 отрывков из Нового Завета. Литургию в пятницу не проводят. В конце дня совершается вынос плащаницы Христовой с изображением лежащего во гробе Мессии. Она полагается на особом приготовленном столе. Затем все приклоняются и прикладываться к ней. До выноса плащаницы верующим запрещено вкушать какую-либо пищу, это день самого строго поста в году.
Великая суббота
Великая суббота посвящена дню погребения Христа. Согласно преданию, вход в пещеру, где лежало тело, было приказано закрыть камнем и приставить стражу. Однако верующие считают, что данный поступок только подтвердил его воскрешение.
Накануне полуночи в храмах совершает полунощница в конце которой священнослужители переносят в алтарь плащаницу и кладут ее на престол. Все присутствующие ожидают начала Пасхи. Кульминацией пасхальной ночи является крестный ход, во время которого верующие идут на встречу воскресшему Христу.
В храме Воскресения Христова в Иерусалиме сходит Благодатный огонь, после чего его доставляют в разные уголки мира, в том числе и в Россию.
Что можно и нельзя делать на Страстной неделе
На протяжении всего Великого поста верующие соблюдают ограничения в пище. В эти дни в рацион входят овощи, фрукты и крупы. Продукты животного происхождения (мясо, яйца, молоко, фастфуд и так далее) находятся под запретом.
Седьмая неделя Великого поста является самой строгой. Так, с понедельника по четверг верующие соблюдают сухоядение, разрешается есть хлеб, сырые овощи и фрукты, а также блюда из этих ингредиентов без добавления растительного масла. В четверг возможно есть горячую пищу с растительным маслом. На пятый день недели церковный устав предписывает полное воздержание от пищи. В субботу разрешено потреблять горячую пищу без растительного масла. Все запреты снимаются с начала воскресенья (Пасхи). Однако эксперты рекомендуют выходить из поста постепенно, поскольку обилие жирной и тяжелой пищи после длительного периода может негативно сказаться на здоровье.
Последняя неделя поста для верующих — это в первую очередь время глубокого покаяния и анализа. Важно сосредоточиться на духовных, а не физических аспектах подготовки к светлому празднику. Главное правило на Страстной седмице — уделять внимание молитве и помощи ближним. В этот период нельзя поддаваться зависти, обидам и раздражению. Запрещено посещать шумные застолья, где присутствует алкоголь, курение и блуд.
Пасхальный мотив победы жизни над смертью переносится на жизнь верующего. Человек должен преодолеть свои пороки и стать лучше.
Свежие комментарии