На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 703 подписчика

Свежие комментарии

  • Дмитрий Ершов
    А статья о чем? Что нас всеми способами пытаются дожать? А что кто то в России Запад друзьями считает?Попытка обмана Ро...
  • Владимир Петров
    Пусть увеличивают численность армии, вступают в НАТО и т д - у нас в запасе ЯО. И кто кого переживет, тот и докажет,...Попытка обмана Ро...
  • Александр Симаков
    Не было никакого ига, всё это выдумки немецких "историков", которым Ломоносов носы ломал. Была огромная страна Тартар...Почему у русских ...

Мировая логистика меняется: у Суэцкого канала теперь новая роль.

АВТОР: Михаил Дьяконов (Учредитель и CEO логистической компании "Фрэйт Логистик Групп")

МОСКВА, 24 окт - ПРАЙМ13 октября в британский порт Феликстоу прибыл первый в истории контейнерный транзит из Китая в Европу, прошедший по Северному морскому пути. Контейнеровоз вышел из Нинбо 23 сентября и достиг Великобритании за 20 дней – почти вдвое быстрее традиционного маршрута через Суэцкий канал.

Событие может стать поворотным для мировой логистики сразу по нескольким причинам.

В логистике время – это капитал. Чем быстрее движется груз, тем меньше средств "замораживается" в запасах и тем выше оборачиваемость капитала. Сокращение пути на две-три недели – это реальная экономия для производителей, ритейлеров и транспортных компаний. Маршрут через Арктику позволяет ускорить поставки, попутно снизив зависимость логистики от перегруженного Суэцкого канала, к тому же находящегося в политически неспокойном регионе. Арктический коридор же проходит в основном через российскую акваторию, и все ограничения здесь носят природный, а не геополитический характер.

Важно понимать, что еще несколько лет назад СМП ассоциировался исключительно с перевозками нефти, газа и угля. Контейнерные перевозки означают диверсификацию: по маршруту начинают идти промышленная продукция, оборудование, товары народного потребления. Арктика становится частью мировой цепочки поставок, а не только артерией для коммуникаций на российском Севере.

По данным "Росатома", уже в этом году ожидается резкий рост контейнерооборота: если в 2024 году по СМП таким способом было перевезено около 180 тыс. тонн грузов, то к концу 2025-го объем может достичь 400 тыс.

тонн. Значит, рынок воспринял новый маршрут всерьез и готов включать его в свои логистические стратегии. В этом контексте цели плана развития Севморпути, утвержденного еще в 2022 году, становятся достижимыми: там, напомню, говорится о наращивании грузопотока с 38 млн тонн (такой показатель был в 2024 году) до 53,6 млн тонн к 2035 году.

Если смотреть на ситуацию более глобально, то Северный морской путь способен изменить баланс мировой торговли. Традиционные маршруты через Суэцкий и Малаккский проливы десятилетиями были безальтернативными. Теперь появляется новый, значительно более короткий вариант. Это приведет к перераспределению грузопотоков и пересмотру логистических стратегий крупнейших компаний.

Особое значение здесь имеет участие Китая. Именно Пекин, развивая концепцию "Полярного шелкового пути" в рамках инициативы "Один пояс, один путь", способен придать проекту глобальный масштаб за счет участия китайских судоходных компаний.

Однако нельзя недооценивать существующие барьеры. Пока развитие маршрута сдерживают нехватка ледокольного и портового флотов, недостаточная мощность перегрузочных терминалов и высокая стоимость страхования рейсов в арктических водах. Сезонность навигации – еще один фактор, хотя за последние годы период доступности СМП заметно увеличился благодаря климатическим изменениям и развитию ледокольного флота.

Для превращения СМП в полноценный международный коридор необходимо дальнейшее развитие инфраструктуры: строительство новых ледоколов, модернизация портов, совершенствование систем навигации, связи и метеоподдержки. Не менее важно создать финансовые и страховые инструменты, которые позволят сделать арктические рейсы экономически предсказуемыми для частных перевозчиков.

Как бы там ни было, есть очевидный факт: сегодня Северный морской путь перестает быть экспериментом и внутренним российским проектом. Он становится проектом, соответствующим запросам и трендам мировой логистики на сокращение времени поставок, обеспечение безопасности судоходства и снижение углеродного следа, который неминуемо сокращается при меньшей продолжительности маршрута.

Также можно прогнозировать, что актуализация СМП будет вести к росту конкуренции в регионе. Об этом ярко свидетельствует недавнее заявление президента США Дональда Трампа о планах совместного с Финляндией строительства сразу 11 ледоколов, да и другие высказывания американского лидера – вплоть до экстравагантных слов об аннексии Гренландии. Вероятно, мы стоим на пороге новой эры, где Арктика, с ее богатыми ресурсами и транзитным потенциалом, становится одним из центров геоэкономической реальности.

***

В разделе "Мнения" сайта Агентства экономической информации "ПРАЙМ" публикуются материалы, предоставленные аналитиками, трейдерами и экспертами российских и зарубежных компаний, банков, а также публикуются мнения собственных экспертов Агентства "ПРАЙМ". Мнения авторов по тому или иному вопросу, отраженные в публикуемых Агентством материалах, могут не совпадать с мнением редакции АЭИ "ПРАЙМ".

Авторы и АЭИ "ПРАЙМ" не берут на себя ответственность за действия, предпринятые на основе данной информации. С появлением новых данных по рынку позиция авторов может меняться.

Представленные мнения выражены с учетом ситуации на момент выхода материала и носят исключительно ознакомительный характер; они не являются предложением или советом по совершению каких-либо действий и/или сделок, в том числе по покупке либо продаже ценных бумаг. По всем вопросам размещения информации в разделе "Мнения" Вы можете обращаться в редакцию агентства: combroker@1prime.ru

_____________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх