== Полный текст можно прочитать по ссылке в конце статьи ==
Вопрос: Вчера наши президенты обсуждали вопросы мирного урегулирования конфликта на Украине. Президент Белоруссии А.Г.Лукашенко предложил вернуться к проекту «стамбульского договора».
Отмечу, что три раунда, которые привели к какому-то результату, проходили на территории Белоруссии. Учитывая, что Украина изначально была готова, возможно ли на нынешнем этапе возродить переговорный процесс? Что конкретно под собой подразумевали «Стамбульские соглашения»?С.В.Лавров: Речь шла не о конкретном документе как об основе для возможных договоренностей. Проект соглашения, который был готов и был парафирован в Стамбуле, отражал совершенно другие реалии.
Речь шла о принципах, на которых нужно вести диалог. На тот момент киевская делегация была еще договороспособной. Принцип заключался в том, чтобы реально оценить ситуацию, законные интересы друг друга, безопасность в широком плане и заключить договоренности.
К сожалению, принцип, когда стороны напрямую без вмешательства извне ищут взаимоприемлемые решения был подорван в том же Стамбуле. После парафирования документа, отражавшего реалии на тот момент, вмешался Запад (в том числе в лице тогдашнего премьер-министра Великобритании Б.Джонсона) и запретил В.А.Зеленскому окончательно подписывать эту договоренность, заявив, что нужно продолжать войну.
Если сохранится недоговороспособность, которая со всей очевидностью теперь характеризует киевский режим, то трудно представить ситуацию, когда можно будет что-то делать. Вместо прямого диалога, без каких-то ультиматумов Запад навязывает «копенгагенский процесс», готовит конференцию в Швейцарии, на которой (об этом заявлено прямо), они хотят сформулировать и «довести до ума» пресловутые десять пунктов «формулы мира» В.А.Зеленского. Потом «предъявить» это Российской Федерации. То, что это путь в никуда, выражаясь мягко, очевидно любому нормальному политическому обозревателю.
Президент В.В.Путин в очередной раз четко, понятно изложил нашу позицию в ходе беседы с Президентом Белоруссии А.Г.Лукашенко. Мне нечего добавить. Не видим желания ни в Киеве, ни со стороны его «хозяев» вести по-честному дело.
Вопрос: Насколько, как Вам кажется, в нынешних условиях есть возможность реализовать китайский мирный план? Мы знаем о том, что идет битва в Швейцарии за то, чтобы Китай принимал участие в этой конференции. Если Китай поставит условие, что наряду с «формулой» В.А.Зеленского начнет обсуждаться и китайский мирный план, мы примем приглашение в Швейцарии, если, конечно, такое приглашение поступит?
С.В.Лавров: Они не собираются нас приглашать. Они откровенно заявили, что сначала нужно оформить «коллективный ультиматум» России. Но это перечеркивает любые шансы на какой-либо успех этой швейцарской «затеи».
Китайский план из двенадцати пунктов и швейцарская формула несовместимы. Швейцарская формула, как я уже сказал, заключается в «подтягивании» всеми правдами и неправдами как можно большего количества стран к ультиматуму в адрес России. Китайская идея состоит в том, чтобы сначала разобраться с системными проблемами в сфере безопасности на нашем общем пространстве, с первопричинами нынешней ситуации на Украине, отражающей долго готовившуюся против нас и в итоге развязанную Западом гибридную войну руками и телами украинцев, а теперь еще и украинок. Только устранив эти первопричины, гласит китайский подход, можно всерьез рассматривать договоренность, которая будет учитывать (еще раз подчеркну) законные интересы безопасности всех сторон. Это примерно то же самое, что мы предлагали еще в декабре 2021 г.: договориться о неделимости безопасности и о том, как она будет воплощена в практических шагах нерасширения НАТО, необходимых гарантиях и всем остальном.
Наши инициативы известны начиная с 2007 г., когда Президент России В.В.Путин выступал на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности и предостерегал Запад от искушения завоевывать себе все больше геополитического пространства с откровенным антироссийским подходом. Мы это повторяли в 2008 г., в 2010 г. В рамках ОБСЕ договаривались о неделимости безопасности. На высшем уровне Запад брал на себя торжественное обязательство, что ни одна страна, ни одна организация на пространстве Организации не будет претендовать на доминирование. На деле НАТО занималась ровно этим самым доминированием.
У Китая и у Швейцарии несовместимые подходы. Швейцарские «инициативы» лишь выполняют «заказ» США и их союзников. Не вижу, как можно поставить в одну упряжку ежа и трепетную лань. Это трудно себе вообразить. Китайский подход абсолютно соответствует нашей общей философии, в том числе в контексте активизировавшейся сейчас дискуссии о том, как обеспечивать евразийскую безопасность на всем нашем континенте: и на его европейской части, и в Центральной Азии, и на Кавказе и в других регионах континента, где неспокойная ситуация и разгораются конфликты.
--------------- Добавлю -----------------
24.02.2023 Китай опубликовал свою позицию по урегулированию украинского кризиса, документ размещен на сайте МИД страны.
- уважение суверенитета всех стран, соблюдение международного права и Устава ООН;
- отказ от менталитета холодной войны и соблюдение принципа, что «безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других»;
- прекращение военных действий, избежание эскалации и поддержка движения России и Украины к диалогу;
- возобновление мирных переговоров как «единственного жизнеспособного решения» конфликта, Китай готов играть «в этом отношении конструктивную роль»;
- разрешение гуманитарного кризиса, создание гуманитарных коридоров для мирных жителей, увеличение гуманитарной помощи, поддержка ООН как координатора деятельности в данной области;
- защита гражданских лиц и военнопленных, в том числе создание «благоприятных условий» для обменов;
- обеспечение безопасности атомных электростанций;
- противостояние угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия;
- содействие экспорту зерна в рамках Черноморской зерновой инициативы;
- прекращение односторонних санкций, которые не решают текущие проблемы, а создают новые;
- поддержка стабильности производственных цепочек и цепочек поставок, отказ от использования мировой экономики в политических целях;
- содействие постконфликтному восстановлению, «Китай готов оказать помощь и сыграть конструктивную роль в этом начинании».
Свежие комментарии