На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Иноземцев
    Ой, обиделись на... правду 😂 --- В подтверждение воспользуюсь огрызком Вашей цитаты: "...перечитайте всю нашу перепи...Чем выше ваша виб...
  • Одиссей
    м-нээээ.....  стесняюсь спросить, а при чем тут украинство?Украинство и граж...
  • Владимир Дудкин
    Можно взять Вайкуле из варьете (точнее из её эскортной части), но изъять варьете (точнее её эскортную часть) из Вайку...Допикадиллилась. ...

Мы - современники Артемьева

  Меня с юности не то что бы  мучил,  но как-​то увлекал вопрос  со-​временности  гению.    Жаль,  что за последние годы (десятилетия?)  это слово затаскали,  вконец  обесценили.   Как  назвать  человека,  который по своему дару отстоит от ряда прочих  настолько,  что  определения призванные,  казалось бы,  превознести имя человека,   всё только опошливают.

   Есть сотни и тысячи талантливых.  Выдающихся.   Известных.  Великих даже.   Теперь вот еще и гениев тоже.   Но вот есть  крошечное число людей за всю историю,  про которых лично у тебя эти все слова не выговариваются.  И понимаешь (точнее чувствуешь),  что лучше никаких эти напыщенных определений им вовсе не давать.  

   Как назвать  Эдуарда Артемьева?  Если вы его музыку знаете и любите,   то,   наверное,  согласитесь,  любая формулировка вроде  "известный композитор",  "гениальный композитор"-  не то и не о том.   Ненужное и глупое.   

     Человек,  внутри которого  прозвучало вот такое,  прямо сейчас  физически  сидит в квартире  недалеко от метро "Войковская" (там в типовой многоэтажке живет Артемьев)  и чай пьет.  Умом я понимаю это, да и что ж тут не понять,   физический человек,  живет и живет.  А на  "чувственном" уровне-​ нет.    Ну то есть вот Бах- был. Когда-​то, очень давно. Был,  а не вот прямо сейчас есть.   Есть вещи - крайне сложные,  тяжелые,   от  чертежа  выполненного  выдающимся инженером  до блистательного литературного текста.   Но  про которые ты все равно  примерно понимаешь как это могло бы быть сделано.   И,  если б  вдруг появилась в том надобность,  их создатели смогли бы,  пусть и с огромным трудом,  объяснить мне (и вам)  как это сделано.   Ну,  как говорится,  пошагово,  "два пишем,  семь на ум  пошло"... Даже  многое из  хорошей (и очень хорошей)  музыки-​ оно всё равно понятное.   Оно- постижимое.   А есть - непостижимое.  

    Но вот как внутри человека это ( "Поход",  к  к/ф   "Сибириада")   родилось и звучало,  я не понимаю:

  Люди  ещё не долетали до других планет физически.   А  вот  русский человек  Эдуард Николаевич Артемьев,  сын Николая Васильевича и Нины Алексеевны Артемьевых-​  долетал как будто бы.  И многих с собой брал.   К счастью,  нашёл на Ютубе видео  без   совершенно излишних  "костылей" и подпорок-​  видеоряда.    Так всё-​таки-   что должно было происходить внутри человека,  чтоб в нём такое зазвучало?  

      А вот  это тоже Артемьев.  Внутри того же человека родилось и звучало:

  Если "Поход"- вненациональный,  космический и универсалистский,  то эта мелодия-​  совсем другая.  Постарайтесь на красивенький  видеоряд  с  церквушками-​деревушками не смотреть.   Если вы русский,  у вас при этих звуках  само всё нарисуется.  

    А   вот   "Один день из детства".    И ведь он именно такой.  Вот ведь именно же такой,   как в  этих звуках.  Наши  русские,  летние,  полуденные замЕрания.  Возня бабушки в саду слышится,  лес сосновый вздыхает,  от электрички далёкий звук  через тот лес до тебя доживает,   муравьи,  жучки вокруг тебя копошатся.   Всё в движении.   А ощущение такое будто всё замерло в какой-​то теплоте.     "Щемящее чувство..."   Вот видите,   все слова затасканы.   

     А вот  изумительная какая-​то вещь из  "Чисто английского убийства".    Слушайте целиком.   Там как внутри шкатулки драгоценность,   внутри одного произведения как будто бы совсем другое спрятано.  

    И всё это внутри одного человека впервые прозвучало.   Как это?    И это малая часть.  Есть ведь очень многое ещё.   Есть  всем известное из  "Свой среди чужих,  чужой среди своих".   Мне посчастливилось ( в данном случае это не оборот речи)  эту мелодию "живьем"  в  исполнении  отличного оркестра  слушать.   Что могу сказать?   Почти что  физически сложно спокойно слушать.  

    Вот я и не могу понять.   Сейчас  в  типовой высотке у метро  "Войковская"   люди после работы семьями собрались.  Ужинают,   сериалы смотрят,  копошатся в общем.  А в одной из квартир их подъезда  старичок сидит.  Тоже ужинает,   лекарство пьет,   может быть.  Может быть  тоже  киношку по телевизору смотрит.  В общем тоже копошится по-​стариковски.  А ведь в нём  "Поход"  и  "Свой среди чужих"   родились.   Удивительное дело.   И еще -  насчет  "тоже".   Глупая мысль,   наверное,   "пережитки"  и так далее,  но скажу.    Сидит внутри такое  детско-​радостное:  "Как хорошо что он -  тоже русский".   Такое вот  НЕмелкособственническое:   музыка Артемьева,  эта вершина-​  наша.  

Авторство: 
Авторская работа / переводика
Статья была написана в 2019 году, когда Артемьев был жив...
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх