На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 415 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Рожков
    Хазин лижет хорошо!«Осталось недолго...
  • Пульхерия Djem
    Белоруссов 10 млн.,а нас 150!!!! У нас ископаемые,территория несоизмерима с Белоруссией. Ещё бы с Лихтенштейном сравнил.ПУТИНУ ЛИЧНО ОЗВУ...
  • Владимир Тамбасов
    Неужели кто-то все таки посмел поднять Путину веки и открыть глаза на его миграционную политику? А он очень не любит ...ПУТИНУ ЛИЧНО ОЗВУ...

Ну, как там, стране без пармезана? Кто, с чем и зачем приехал на ПРОДЭКСПО? Мой репортаж.

"Какой бизнес вы представляете?", "У вас сеть магазинов?", "Какие объёмы вы готовы закупать?"... эти вопросы чаще всего доносились до моего слуха, когда я буквально пробирался сквозь беспрерывный поток посетителей крупнейшей продовольственной выставки ПРОДЭКСПО 2024.

Продуктовая безопасность - один из основополагающих факторов для стабильности любой страны. Голодные граждане всегда очень злые и не слишком эффективны экономически.


В истории нашей страны были разные периоды, включавшие и "продуктовые карточки", борьбу с алкоголизмом безумными методами, очереди, дефицит и продажу "из-под полы". Кто знает какую роль всё это сыграло в настроениях общества позднего СССР?
Долгий период времени мы активно кормились от внешних рынков. Начав с гумпомощи в виде "
ножек Буша" и заварного пюре "Анкл Бенс", вперемешку с маргарином "Рама". Помните эти времена? Я да!
Сейчас практически всё мы производим сами. И с той поры оставили себе в наследство некоторые "
маркетинговые штучки". Яркие упаковки, кричащие названия, так называемый "мерчендайзинг" в продвижении товара. Всё это тоже в изобилии расположились на всей территории Экспоцентра на Красной пресне.

Когда я пришёл в пресс-центр за своим бейджем милая девушка держа в руках схему выставки прямо спросила: какая продукция меня интересует? У меня были определённые интересы, но всё же я хотел посмотреть всё. Позднее я понял к чему был этот вопрос. Ведь масштабы настолько велики, что легко затеряться в этих переходах от одного павильона к другому. И, конечно, охватить разом всё просто физически невозможно.

В категории детских товаров приёмы "мерчандайзинга" особенно актуальны. Методика известна, так зачем продвигать басурманских героев с их киндерсюрпризами, когда есть свои Три кота?

Рассказывать обо всех? Это будет бесконечно долгий разговор и половину всё равно упущу. Выделить кого-то отдельно? Эта публикация не является рекламной, а достойных упоминания много. Как быть?

Давайте начнём с цифр. Я уже сказал, что экспозиция заняла все павильоны, а это порядка 100 тыс. кв. метров. Для удобства она разделена тематически. Молочка и сыры, кондитерские изделия, консервы и соусы, мясо и мясные продукты, Чаи и кофе. Большой объём разнообразной алкогольной продукции. Российские товары и продукты доминируют, но это не выставка национальных продуктов.
Так или иначе свою продукцию представляют 2145 компаний из 40 стран. Среди которых: 
Азербайджан, Аргентина, Армения. Болгария, Бразилия, Вьетнам, Германия, Греция. Грузия, Египет, Индия, Индонезия, Иран, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Киргизия, Китай, Литва, ОАЭ, Польша, Португалия, Республика Беларусь, Республика Корея, Молдова, Южная Осетия, Сербия, Тайланд, Тунис, Туркмения, Турция, Узбекистан, Финляндия, Франция, Чили, Швейцария, Шри-Ланка, ЮАР.

Стенд Ирана в павильоне, где собрались исключительно иностранцы. Посетителей здесь заметно меньше.

При этом лишь несколько стран представлены большими национальными экспозициями, среди них: Азербайджан, Бразилия, Иран, Китай, Киргизия, Беларусь, Южная Корея, Южная Осетия, Сербия, Тунис, самым заметным и объёмным мне показался стенд Турции. Всё это собрано в одном отдельном павильоне, а вот остальные тематически рассредоточены по всей выставке.

Продукция от сербских братушек на их национальном стенде.

Из 2145 компаний 1624 российские производители и импортёры. Вторых существенно меньше, чем первых. 48 субъектов России представлены отдельными региональными стендами. Перечислять всех не буду, отмечу лишь отсутствие стендов из новых регионов, если не считать Крым. Наибольшее впечатление на меня произвела Кострома.

Не все производители могут позволить себе отдельный заметный стенд. Некоторые из них объединяются в экспозиции единого регионального стенда.

Казалось бы привыкшего к походам в гипермаркеты едва ли может впечатлить какое-то разнообразие продуктов. Однако! И дело здесь не столько в выборе товаров, сколько в оригинальности подхода к продвижению. От названия и упаковки, до оформления стенда. Не все, но многие подходили к этому процессу весьма творчески, чем и привлекали внимание.

Фраза "в стране без пармезана" звучит уже издевательски по отношению к недоброжелателям. Редкая сыроварня из нескольких десятков представленных на выставке предлагает менее десяти-пятнадцати видов разнообразных сыров. Среди которых обязательно есть и тот самый пармезан. Которого нас, как казалось, лишили ещё в 2014. Не искал специально, но уверен, что и тот самый хамон тоже имеет место. Зато вот встречаются и такие экзотические направления:

Двигаясь в направлении павильонов с "горячительными" и хмельными напитками внимание вновь привлёк короткий диалог двух (вероятно) предпринимателей стоящих у стенда тверского производителя кофе под маркой Poetti (бывший финский бренд Paulig теперь принадлежит нам, развивается и запускает новые продукты):
- Ну раз так давай уж лучше продавать наше!, - сказал один другому. Кажется неплохо для заголовка?

Здесь в целом все в приподнятом настроении и с сытыми лицами:) Но там где ещё  наливают царит особая атмосфера.

Наибольшее географическое разнообразие среди алкогольной продукции. Чехи и немцы представляют популярный у них хмельной напиток. Хотя тут же рядом и множество наших крафтовых пивоварен. На стенде одной из таких нескромный лозунг: Варим как боги! Я не люблю этот напиток быстро перемещаюсь в "винный отдел".
После винного форума первая мысль: 
иностранцы будут отчаянно бороться за наш рынок! Масштаб и разнообразие совсем на другом уровне! Тут можно отдельную статью написать. Отмечу лишь разнообразие географии и имён, среди которых некоторые наши (почему-то вяло представленные в торговых сетях) выглядят вполне достойно.

С этой маркой я познакомился на винодельческом форуме. Там был скромные столик, а здесь огромный стенд с "приватной зоной" для дегустации. Впрочем, концептуально таких здесь много.

Форум предполагает и обширную деловую программу. Она тоже имела место. Обсуждение актуальных вопросов продвижения продукта, темы контроля качества и соответствия. Отношения с крупными соцсетями и ХОРЕКА. Каждая тема заслуживает отдельного обсуждения.

Подводя итог. Помимо масштабов и разнообразия, радует обретение собственного лица. Мы извлекли уроки "коммерческого успеха" у западного рынка и умело упаковали свой товар. И хотя по отдельным направлениям проблемы всё ещё есть. В целом же не только сам продукт, но даже и упаковка для него производится в России.

Конечный продукт сегодня уже выходит за рамки решения сугубо "низменной задачи" - удовлетворения голода. Становясь брендом и визитной карточкой отдельных регионов. Став огромным сектором экономики, в котором заняты миллионы людей по всей стране. А это и рабочие места, и налоги, и вообще всё в комплексе.
Иностранные производители хотят представлять свою продукцию на нашем рынке, но интерес к ним заметно ниже, чем к нашей, российской продукции. Количество людей в иностранном павильоне очень контрастировал с остальными. Стало быть заниматься производством продуктов питания выгодно и востребовано. А следующим шагом должно стать более активное продвижение своей продукции на внешние рынки. Впрочем, и это уже происходит!

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх