На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 601 подписчик

Свежие комментарии

Азия заберет у России всю нефть, от которой отказалась Европа.

АВТОР: Светлана Медведева

Несмотря на введенные Евросоюзом санкции и эмбарго на российскую нефть, "черное золото" в нашей стране не залеживается. Экспорт постепенно переориентируется на Восток. Более того, там даже просят добавки. Насколько этот рынок выгоден для нас, как можно развивать маршруты и осуществлять поставки - в материале "Прайм".

Тропы ведут в Китай

Введенные Европой запреты на российскую нефть позволили нашей стране стать крупнейшим поставщиком на рынок КНР. В прошлом году объем поставок в эту страну и вовсе стал рекордным -108,47 миллиона тонн.

В Китай российская нефть идет различными способами. Первый - нефтепровод "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО), от которого есть прямой отвод Сковородино-Мохэ. Часть нефти по ВСТО идет в Козьмино и оттуда уже танкерами в Китай. Также есть морские поставки нефти в Китай из других российских портов. Кроме того, нефть поставляется и через Казахстан, объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

Ранее Россия и Казахстан договорились об увеличении транзита российской нефти в Китай с 7 до 10 миллионов в год. В правительстве Казахстана сообщали, что страна ежемесячно будет получать 171 миллион долларов от российского транзита в Китай. Кроме того, транзит загрузит мощности Павлодарского нефтеперерабатывающего завода. Также Казахстан получит возможность реализовать собственную нефть через замещение российской.

Теперь КНР предложила России увеличить поставки нефти через Казахстан на 2,5 миллиона тонн в год.

В России готовы это обеспечить, нужны лишь определенные технологические решения, заявил вице-премьер Александр Новак.

Прежде всего, необходимо увеличить поставки на подходе к Казахстану и расширить пропускную способность на территории этой страны, говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Потому что там не просто из России пришла труба и дальше она идет через Казахстан в Китай. Нет. Там часть нефти сдается на Павлодарский НПЗ и аналогичные объемы Казахстан отдает из своей нефти в трубу. То есть там происходит частичный обмен нефти. Поэтому надо обсудить вопрос с Казахстаном - мы будем больше поставлять в павлодарский НПЗ или мы будем больше транзитом прокачивать. То есть как это сделать, чтобы всем было выгодно", - говорит Юшков.

Эксперт отметил, что на нефтепроводе "Восточная Сибирь - Тихий океан" "Транснефть" применяет специальные присадки, которые снижают трение в трубе и увеличивают пропускную способность без дополнительных насосных станций. Такой способ можно использовать и для увеличения поставок нефти через Казахстан.

Но, конечно, главное – принять принципиальное решение на уровне трех заинтересованных стран. Проблем с этим не ожидается, Тем более, на российскую нефть, прокачанную через трубопроводы, не распространяется ценовой потолок, установленный Западом. Таким образом, Россия и Казахстан смогут заработать, а Китай – сэкономить, ведь обсуждаемый вариант точно окажется дешевле любых других.

Впереди вся Азия

Помимо КНР Россия активно экспортирует нефть в Индию морским транспортом. В мае поставки достигли самого высокого уровня за 10 месяцев - 1,98 млн баррелей в сутки.

Также обсуждаются перспективы наземного транзита через Иран и Пакистан. Например, в 2023 году Россия отправила 100 тысяч тонн СУГ в Пакистан через иранскую ОЭЗ Серахс, объясняет кандидат политических наук, доцент кафедры политического анализа и социально-психологических процессов РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Севостьянов.

"Один из потенциальных проектов - доставка нефти по МТК "Север–Юг" через Каспий, Иран и далее в Индийский океан. Однако он требует масштабной модернизации портов, НПЗ и трубопроводов в Иране, а также согласования с Пакистаном. На сегодня инфраструктура ограничена, и маршруты находятся в стадии проработки", - отметил Севостьянов.

Для России развитие этих направлений выгодно: они диверсифицируют экспорт, укрепляют связи с Азией и компенсируют утрату европейского рынка, говорит Севостьянов.

Новое логистическое направление - Арктика. На фоне глобального потепления растут поставки по Северному Морскому пути. С 2024 года "Совкомфлот" начал транспортировку нефти сорта Urals в Азию именно через Арктику. Маршрут короче Суэцкого канала, но требует ледокольного сопровождения и пока работает только с июля по октябрь.

В целом, несмотря на затраты, развитие восточных и новых маршрутов стратегически выгодно: с 2021 года доля экспорта в Азию выросла с 40% до 85%, а диверсификация снижает зависимость от европейского рынка. Для полноценного эффекта нужны инвестиции в логистику, совместные проекты и устойчивые политические договоренности, отмечает эксперт.

Трубопроводные маршруты уходят в прошлое

Если говорить о дальнейшем развитии, то строительство новых трубопроводных маршрутов маловероятно в силу объективных географических ограничений и особенностей современного рынка нефти, говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.

"Как известно, порядка 80% всей международной товарной торговли приходится на морские перевозки, и ключ к традиционным и новым рыночным нишам большинства товаров, включая нефть, – море, и, соответственно, танкерные перевозки. Не случайно даже в торговле природным газом морская транспортировка в последние годы все больше теснит трубопроводную", - говорит эксперт.

Строить новые магистральные трубопроводы на тысячи километров - долго и очень затратно. Морская транспортировка намного привлекательнее как для покупателей, так и для поставщиков, поскольку обеспечивает высокую гибкость: сейчас загруженный танкер идет в Индию, а по пути, если нужно, он может быстро переориентироваться на Китай.

"Если учесть, что половина всей нефти в международной торговле продается на спотовой основе, а значительная часть потребителей (в том числе и новых) в азиатских странах сосредоточена вдоль побережья, то серьезной альтернативы танкерным поставкам для российского нефтяного экспорта, на мой взгляд, нет", - отметил Белогорьев.

Поэтому с точки зрения разворота на Восток наиболее актуальным вопросом остается расширение провозной способности Восточного полигона, что должно позволит нарастить экспорт нефти через порты Дальнего Востока. Кроме того, есть перспективы расширения транспортировки по восточной части СМП с арктических нефтяных проектов, заключил Белогорьев.

Иными словами, на восточном рынке российской нефти есть, где разгуляться. Для этого, как уже было сказано ранее, необходимы инвестиции в логистику, совместные проекты и устойчивые политические договоренности. ​

_____________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх