На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Александр Иноземцев
    😊 Так-так-так! На первый вопрос ("В чём Вы видите противоречие?") попытались ответить... --- Теперь хотелось бы УСЛЫ...Чем выше ваша виб...
  • ШКИПЕР
    Я такой же россиянин, как и ТЫ , только вот решать правительственные дела не допущен , впрочем и ты тоже.Таёжный лес спаса...
  • Валерий Холодок
    Доброго дня. ==="В чём Вы видите противоречие?"=== Не видите? Вполне может быть. Здесь, на мой взгляд всё дело в том,...Чем выше ваша виб...

Почему исчезли трамваи с городских улиц?

Трамвай, как вид общественного транспорта, появился во второй половине XIX века. Он стал героем множества художественных произведений и фильмов, перестук трамвайных колес на стыках — привычный шум на улицах множества городов на всех континентах. Какой путь прошел трамвай за полтора века своего развития?

Старинный трамвай в Праге

Старинный трамвай в Праге   Фото: Depositphotos

В сентябре 1880 года в России, в Санкт-Петербурге, был произведен первый опыт использования трамвая. Была доказана возможность использования нового вида городского общественного транспорта.

* Вагон двигался по рельсам с невероятной для того времени скоростью — 35 км/час, и легко вез 40 пассажиров.

Однако к этому времени в Питере уже 20 лет функционировали конки. Между их владельцами и городом в лице Городской Думы существовал договор о монопольном праве перевозки пассажиров. Потому трамвай в городе появился только в 1907 году, когда истек срок договора на монополию конки.

История электрических трамваев насчитывает три эпохи:

* появление трамваев и их триумф в городах (с 1880 года вплоть начала Второй мировой войны);

* упадок трамваев (от конца 1930-х до 1970-х);

* эпоха ренессанса трамваев (от конца 1970-х до настоящего времени).

Упадок трамваев произошел из-за того, что улицы в больших городах часто бывают узкими (особенно в центре) и разместить там еще и две пары рельсов — значит, слишком сузить их проезжую часть. Кроме того трамваи шумны, они стучат колесами на стыках, дуги трамваев на перекрестках искрят своими токосъемниками, вниз сыплется окалина. К тому же выглядят они как-то архаично, несовременно. Да и обслуживание их инфраструктуры было намного дороже, нежели обслуживание автобусов и маршруток.

Старый трамвай в Мельбурне

Старинный трамвай в Мельбурне Фото: Depositphotos

Так, к началу 1970-х годов трамваи почти исчезли в Северной и Южной Америке, в Австралии, во Франции, Индии, Турции, Испании. Лишь в странах Центральной и Восточной Европы трамваи продолжали модернизировать и эксплуатировать. Весь остальной мир сделал ставку на автомобиль.

Однако последовательная реализация этой ставки сначала привела к гигантским пробкам, ведь трамвайные рельсы занимали вовсе не так много места, а пассажиров перевозили во много раз больше, чем даже автобусы. А затем сильно увеличилась загазованность улиц выхлопными газами.

При увеличении количества автомобилей ситуация только обострилась, властям пришлось решать кучу проблем — и наиболее простым и дешевым решением оказалось возвращение на городские улицы трамвая.

Триумф трамваев начался в конце 1970 годов, в разных странах и разных городах он шел по-разному.

В Канаде это началось в конце 1970-х годов, когда город Эдмонтон вновь проложил по своим улицам рельсы и пустил по ним трамваи в 1978 году. Его примеру в 1981 году последовал Калгари.

Париж, в первой половине XX века решительно устремившийся в будущее и ликвидировавший в 1937-м свои трамвайные линии, вернул на свои улицы трамваи в 1992 году.

Трамвай в Париже

Трамвай в Париже Фото: Depositphotos

Восстановлены трамваи в шести английских городах, в том числе в городе-спутнике Лондона. Да и в самом Лондоне думают вернуть трамваи, ведется проектирование трамвайных систем.

Германия не пыталась ликвидировать трамвай, напротив, немцы развивали этот вид транспорта даже тогда, когда «самые умные» старательно ликвидировали в своих городах трамвайную инфраструктуру.

В Мюнхене в преддверии Олимпийских игр 1972 года власти попытались заменить трамвай, построив метро. Но когда метро уже было построено, горожане, увидев, что схема городского транспорта «метро+трамвай» для них очень удобна, убедили городские власти оставить трамвай. Разумеется, усовершенствовав его. Новые вагоны, красивые и малошумные, позволили сильно увеличить пропускную способность городских улиц. При этом нарекания на шум, вызываемый трамваями, сошли на нет.

Россия оказалась в самом хвосте движения за ликвидацию трамвайного движения. У нас рельсы начали снимать только после крушения СССР, хотя Ленинград в конце 1980-х годов был занесен в Книгу рекордов Гиннесса — 67 трамвайных маршрутов двигались по более чем 600 км рельсов. В советское время нагрузка на общественный транспорт в Ленинграде распределялись следующим образом: трамваи перевозили — 43% пассажиров, метрополитен — 21%, автобусы — 20%, а троллейбусы — 16%.

Трамвай в Санкт-Петербурге

Трамвай в Санкт-Петербурге  Фото: Depositphotos

Увы, в 90-е годы трамвайные рельсы и по России вообще, и в Петербурге начали снимать. В то самое время, когда во всем мире трамвайные пути снова начали восстанавливать. В настоящее время длина трамвайных путей в Петербурге — 231 км, по длине путей город находится на 4-м месте, а на 1-м месте — Мельбурн, 254 км трамвайных путей.

Хочется верить, что разгром трамваев и их инфраструктуры в России будет остановлен, ведь трамваи могли бы сильно разгрузить городские улицы. На Западе власти городов поняли это уже лет 30 назад.

Автор: Игорь Вадимов

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх