На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 414 подписчиков

Свежие комментарии

  • Раиса Мелькумова
    Безобразно ведет передачу, сплошное самолюбование и ор на немецком, противно. Я пересматриваю интересных гостей на сл...Шоу Соловьёва, дл...
  • Александр Симаков
    Так вот ведь в чем дело - иногда хочется послушать умных людей  (на СТС или ТНТ их не приглашают), да Соловьев мешает.Шоу Соловьёва, дл...
  • Al Makk
    Не нравится - переключи программу или выключи телевизор! А в итоге ничего, кроме "не нравится" не написано...Шоу Соловьёва, дл...

Правительство при желании может получить триллионы рублей от Центробанка под 0%.

Не верите? Сейчас нарисую схему и докажу её.

В предыдущей статье я показал вам, что никакой национализации Центробанка не требуется. Те, кто требовал национализировать ЦБ, намекали на то, что надо поставить его в полную зависимость от правительства РФ, чтобы по взмаху руки премьер-министра Центробанк печатал столько денег, сколько требуется.

Главный аргумент у них заключается в том, что у правительства США есть возможность получать деньги от Федеральной резервной системы (ФРС) под свои долговые бумаги (трежериспод очень низкий процент и это, мол, даёт им преимущество.

Да, такая схема даёт правительству США возможность в любых условиях обеспечить деньгами все свои хотелки.

Например, если доходы бюджета США в будущем году по плану составят, к примеру, 4 триллиона долларов, а расходы планируются на 5 триллионов долларов, то правительство просто выпускает долговые бумаги на 1 триллион долларов, а ФРС выкупает эти долговые бумаги за свеженапечатанный триллион долларов, и правительство покрывает этими деньгами разрыв в доходах.

И так они делают из года в год.

Однако их главное преимущество заключается не в этом, а в том, что доллар является мировой резервной валютой. Именно это позволяло им печатать доллары на все свои хотелки и в то же время не приводило к значительной инфляции внутри страны, потому что свеженапечатанные доллары не скапливались внутри США, а растекались по миру и частично стерилизовались в валютных резервах Центробанков подавляющего большинства стран мира.

Но всё-таки суверенная возможность печати денег вне зависимости от того, есть у страны экспортная выручка или нет, может в короткий кризисный период сыграть стабилизирующую и положительную роль.

Однако длительно использовать такой механизм для финансирования дефицита бюджета наша страна, не обладая мировой резервной валютой, не может себе позволить.

Мы не можем из года в год печатать деньги на проедание - то есть на необеспеченное ростом доходов бюджета увеличение зарплат, пенсий, пособий и других социальных расходов, потому что чрезмерное увеличение необеспеченной ростом производства рублёвой массы вызовет лишь рост импорта, падение курса рубля и повышенную инфляцию, а то и гиперинфляцию, ведь лишние рубли, в отличие от доллара, не растекутся по миру.

НО! Как говорится, всё, что было до НО, г... ерунда, короче.

За счёт суверенной эмиссии, то есть за счёт возможности печатания рублей правительство в любое время должно иметь возможность, например найти где-то 1 триллион рублей, но потратить их не на проеданиеа на строительство нового завода.

Такой впрыск денег в экономику, безусловно, будет полезен и не будет способствовать ускорению инфляции, ведь построенный завод приведёт к увеличению предложения товаров на внутреннем рынке, а значит, созданные "из воздуха" рубли приведут к росту ВВП, а не росту инфляции.

И такая возможность у правительства есть уже сейчас.

В предыдущей статье я уже сказал, что у правительства пока имеется фонд национального благосостояния в размере 12,5 трлн ₽, и они могут покрывать дефицит бюджета, проводить импортозамещение и реализовывать нацпроекты за эти деньги, но в случае исчерпания ФНБ правительство имеет возможность заставить ЦБ выкупать его долговые обязательства, потому что в статье 22 закона "О Центральном банке РФ" записано:

Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Таким образом, заставить Центробанк напечатать, к примеру, 1 триллион рублей, чтобы правительство построило на эти деньги фабрику по производству процессоров, депутаты могут просто при принятии бюджета на следующий год.

Однако (1) скептики могут сказать:

"Постой-ка, да ведь правительство РФ будет занимать деньги у Центробанка по ключевой ставке, а она у нас 16%, а не как у ФРС - 5,5%, а были годы когда ставка ФРС составляла даже 0,09%!".

Однако (2) я умою скептиков и скажу, что правительство может занимать деньги у ЦБ под 0% в любой момент и любые суммы. Тут главное не зарыться и не бросаться реализовывать сразу много проектов на крупные суммы.

Как же такое может быть? - спросите вы.

Я расскажу вам, насколько проста эта схема.

Итак, правительство получило 1 триллион рублей от ЦБ под ставку 16% годовых и начало строить на эти деньги завод или фабрику. Через год правительство должно будет либо вернуть 1,160 триллиона рублей ЦБ, либо выплатить проценты в размере 160 миллиардов рублей. Так как производство ещё не заработало и не принесло прибыль, то правительство не может вернуть все деньги, поэтому выплатит ЦБ проценты в размере 160 миллиардов рублей из бюджета.

А что произойдёт дальше?

160 миллиардов рублей - это прибыль ЦБ, помимо этой прибыли от правительства Центробанк получит прибыль ещё и от выдачи кредитов коммерческим банкам, теперь читаем ещё одну статью в законе о ЦБ:

Статья 26. После утверждения годовой финансовой отчетности Банка России Советом директоров Банк России перечисляет в федеральный бюджет 75 процентов фактически полученной им по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов.

Таким образом, из тех 160 миллиардов рублей, что выплатит правительство в виде процентов, 120 миллиардов вернутся в бюджет и проценты правительства по займу сократятся до 4%.

Но это ещё не всё, ведь я обещал 0%.

В 2015 году депутаты приняли, а президент подписал закон, по которому Центробанк должен был перечислить не 75%, а 90% прибыли.

Это было сделано единоразово и в виде исключения, но тем не менее было.
А значит, в любой момент депутаты могут, что называется, повторить и принять подобную поправку в трёх чтениях за один день.

И тогда в доход бюджета можно будет перечислить не 75% прибыли ЦБ, а 95% и... даже 99%, если оставшаяся часть прибыли будет так велика, что ЦБ её будет достаточно.

То есть правительство может не только вернуть все выплаченные ЦБ проценты, в размере 160 миллиардов рублей, но и получить дополнительный доход от того, что заработает ЦБ помимо этих денег.

А это значит, что правительство при желании может получать от ЦБ любые деньги на инвестиционные нужды фактически под 0%.

Картинка с сайта: flectone.ru

Картина дня

наверх