На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 363 подписчика

Свежие комментарии

  • valeriy
    надо уничтожать все виды транспорта идущие в 404, это жизни наших людей, это ликвидация угрозы нашему будущему...Срочная новость о...
  • valeriy
    тема реальных ЗП смахивает на вредительство, даже в госкомпаниях разрыв с запада на восток не в разы, на порядки...Кто-то нагло врет...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Царева давно на хрен сраной метлой гнать на хохлосрандию. Не хрен в моем Крыму жопу греть. Сидит тварь в Ялте и воняе...Валили бы Олеже и...

"Колония «благородного» режима" - Как студенток Смольного готовили для Императора и царских семей

Петр Великий создал российскую империю, сумевшую затмить европейские страны. Отстаивать независимость приходилось с оружием в руках. Дети славных воинов и полководцев оставались без присмотра или становились сиротами. Екатерина Вторая решила исправить положение. После издания указа открылось первое заведение для девиц благородного происхождения, получившее название Смольного института в 1764 году.

Екатерина Вторая издала указ об открытии института благородных девиц, а с 1917 года Смольный стал ассоциироваться с советской властью.

Будни и праздники «смолянок» - воспитанницы института могли не беспокоиться за свое будущее

Петру Алексеевичу пришлось освоить 19 профессий, поскольку в стране просто не было собственных специалистов. Приказ отправить юношей из знатных родов на учебу за рубеж вызвал горестные стенания родственников.

Молодых отпрысков провожали за границу со слезами, не ожидая возвращения. Однако со временем положение изменилось, Европа привлекала богатством городов и раскрепощенностью нравов.

Сложнее оказалось сломать стереотипы, возникшие во времена домостроя. Женщине отводилась крайне незначительная роль хранительницы очага, не имеющей права перечить своему супругу.

Слом стереотипов

Нелегко жилось юным барыням, даже вопрос выбора супруга лежал на родителях. Петр Первый решительно вторгся в многовековой уклад, заставляя девиц учиться политесу и языкам.

Теперь требовалось приглашать в гости и выплясывать на ассамблеях. Учителями выступали обычно не слишком знатные иностранцы, нашедшие в России настоящую золотоносную жилу.

Фактически страной правили женщины после кончины императора. Наибольший след в истории оставила Екатерина Вторая, считавшаяся одной из самых просвещенных правителей Европы. Государыня увлекалась философией, переписывалась с Вольтером и Дидро.

Узнав о женской светской школе при французском королевском дворе, Екатерина решила последовать достойному примеру. Военная мощь России заставляла дрожать от страха европейских монархов. Решение открыть собственный институт для воспитания девушек отчасти связано с заботой о представительницах благородных семей.

Отцы воевали и следовало подготовить достойную смену, ведь юноши с детства оказывались расписаны по полкам. Вдали от семьи предполагалось выращивать совершенных девиц (на французском «парфеток»), способных стать супругами дворянина или самого императора.

Попасть в новое учебное заведение оказалось нелегко. Родословная играла не последнюю роль, правда делались некоторые исключения. Послабления начались в период правления Павла Первого. Супруга Мария Федоровна дала возможность принимать представительниц мещанского сословия. Только вместо девяти лет курс укладывался в 6. Требовалось дать знания, позволяющие впоследствии превратится в образцовую жену.

Нелегко быть «смолянкой»

Переступали порог Смольного в 6-7 лет совсем юные девочки, полностью оторванные от родных и близких людей. Приходилось давать письменное согласие, не разрешавшее досрочно покидать стены института.

Отдушиной становились редкие встречи по праздникам и выходным. Педагоги выступали надзирателями, не давая расслабиться ни на одну минуту. В выигрышном положении оказывались барышни, имеющие родню в Санкт Петербурге. Приезжать за тысячи верст решались не каждые родители.

Набор проходил три раза в год. Выпуск предполагался по достижении 18 лет, поэтому не всегда мать могла признать повзрослевшую дочь. Определить примерный возраст «смолянок» помогала фирменная одежда. Младших (до 9 лет) узнавали по форме кофейного цвета. Следующие 3 года преобладали синие цвета, сменявшие на серые (до 15 лет). В старших классах приходилось облачаться в платья. Белые тона смотрелись эффектно, хотя доставляли неудобства при ношении из-за быстрого загрязнения.

Прически были одинаковыми и не отличались разнообразием. Приходилось зачесывать волосы с учетом предписаний и возраста. Говорить о дружеских отношениях довольно сложно. Отмечались случаи настоящих потасовок между классами, скрываемые от педагогов. Особенно непростым оказывался подростковый возраст, связанный с половым созреванием. Девушки задевали старшеклассниц, обижали маленьких и дерзили классной даме. При этом не боялись жестокого наказания.

Старшеклассниц узнавали по строгому белому платью.

Колония «благородного» режима

Назвать жизнь «смолянок» беспечной и веселой нельзя. Распорядок дня четко расписывал каждую минуту. Подъем начинался в шесть утра и возлагался на дежурных, вынужденных стягивать одеяла и спихивать с кровати сонных воспитанниц.

После традиционной молитвы происходило умывание перед посещением столовой. Приходилось постоянно ходить строем, словно солдаты в армии. Несколько раз перестраивались для получения стройной колоны, двигающейся почти бесшумно.

Аналогично приходилось выстраиваться для посещения занятий или прогулки в парке. Гуляние не выходило за пределы Смольного. Учителя строго следили за порядком, любое нарушение заканчивалось наказанием.

Суровые будни

Наказывать смолянок розгами было не принято. Воспитатели предпочитали публично отчитать, не забывая «насыпать соль на рану». Строптивая девица ходила с красным большим языком из картона, навешиваемым на шею. Срок доходил до одной недели, вызывая веселье и презрительные усмешки у окружающих.

Классные дамы могли найти любую причину для ношения позорного знака, вплоть за пятнышко на одежде или прическу. Девушек также заставляли есть стоя за небольшие провинности, в это время это считалось крайне неприличным.

Баловать воспитанниц едой никто не собирался. Завтрак ограничивался небольшой порцией макарон или каши. Выдавался стакан чая с булочкой и кусочком масла. В обед хлебали жидкий бульон, на второе — сваренное мясо. Ужин ограничивался чаем и пирожком. В пост рацион сжимался до минимума, располнеть при такой «диете» не удавалось.

Ложились спать достаточно рано. В холодной большой спальне поддерживалась невысокая температура до +16º. Ночь позволяла пофантазировать, рассказать тихонько подружке о предмете воздыханий.

Преподавателей мужчин старались не допускать. Свою первую любовь девочки дарили цесаревичу, императору и членам царской семьи. По праздникам удавалось увидеть своего героя воочию, получить сувенир в виде платка или остатков еды от трапезы монарха. Имя возлюбленного царапали лезвием на руке или не щадили деревьев.

Для княгини Екатерины Долгоруковой влюбленность обернулось морганатическим браком. Александр Второй заметил юную красавицу и вспыхнул страстью. Любовные отношения продолжались до самой гибели императора, до этого появились совместные дети.

Качество образования вызывало много вопросов. При Екатерине пытались обучить истории, географии, арифметике, физике, музыке. Разумеется, французский становился вторым языком. Сложнее оказалось постичь немецкий. Позднее многие предметы убрали, давали скудные знания.

В середине 19 века новый инспектор Константин Ушинский пытался провести реформы. Уделил больше внимания русскому языку, литературе, естествознанию. Доносы менее образованных коллег вернули все на круги своя, привели к увольнению талантливого педагога.

После сдачи экзамена император организовывал бал. Появлялась возможность стать фрейлиной, женой высокородного князя или государя.

По окончании учебы высокородных девиц ожидали императорские экзамены и бал, собиравший сливки общества и представителей европейских царских дворов. Появлялся шанс украсить грудь лентой с шифром, став фрейлиной императрицы. Найти достойного мужа, готового охотно жениться на выпускнице Смольного.

Отречение Николая Второго закончило эпоху правления династии Романовых. Институт закрылся за ненадобностью после перевода из Петрограда в Новочеркасск в 1919 году.

Дорогие читатели, если статья понравилась, жмите 👍 
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх