Летом 1936 года в швейцарском городе Монтрё была заключена конвенция, возвратившая неудачнице Первой Мировой войне - Турции - контроль над черноморскими проливами. Среди прочих 29 пунктов конвенции, один законодательно вменял Турецкой Республике закрывать проливы для боевых кораблей, если в районе черноморского бассейна начинались военные действия, или сама Турция становилась жертвой сторонней агрессии. Много раз эту конвенцию пытались пересмотреть с подачи Соединенных Штатов и Великобритании, из-за того, что она сильнейшим образом ограничивала маневр мощных военных флотов этих стран в нашем южном подбрюшье. Несколько раз, к примеру, во время войны 08.08.08 американцы нарушали разрешенный тоннаж военных кораблей и сроки их возможного пребывания в акватории, и тем самым пытались, так сказать, по праву сильного, раздвинуть горизонты своих возможностей в регионе. Но путём жестких предупреждений и даже порою резких, на грани фола действий, долгое американцев от подобных неприличных манер отучали. Достаточно вспомнить историю нашего СКР "Беззаветный", который в феврале 1988 года, методом навала, прогнал от советского побережья ракетный крейсер "Йорктаун" типа" Тикондерога" U.S.NAVY.
Но было ясно, что заокеанские флотоводцы эту историю будут продавливать и дальше. И как раз сейчас, как считают аналитики в воено-морских штабах НАТО, и настал тот момент, когда сделать это возможно. Надводный российский Черноморский флот находится в стадии реорганизации и нового осмысления своей роли. К тому же, он не так давно он потерял флагмана. Да и зерновая сделка, без участия России, могла бы продолжаться лишь в одном случае - если бы балкеры и сухогрузы с зерном шли под достаточно мощным натовским конвоем. И многие ретивые американские конгрессмены, и бывшие натовские генералы яростно к этому вроде как призывают. Но есть, конечно, во всё этом одно большое но. Хотя вернее, таких но в профильном издании военно-морских сил США Covert Shores, который редактирует один из самых известных в мире специалистов по подводной войне H. I. Sutton, накануне было названо сразу три. И фактор обновленного подводного флота КЧФ называется наиболее опасным:
"Чтобы изменить существующий статус-кво на Чёрном море силовым путём, американским адмиралам нужно суметь найти средства для сдерживания русской авиации, которая и без того постоянно лезет в драку и береговых комплексов "Бастион", чьи грозные сверхзвуковые ракеты П-800 "Оникс" закрывают всю акваторию, в том числе и за пределами Босфора. Но нельзя сбрасывать со счетов ещё и лодки класса Kilo (натовская кодировка проектов 877 "Палтус" и 636 "Варшавянка). Эти модернизированные субмарины, помимо традиционных торпед, единственные в мире способны нести до четырёх крылатых ракет типа "Калибр", в противокорабельной комплектации и для ударов по наземной инфраструктуре. Это сегодня наиболее ценный актив Черноморского флота РФ, и помимо угрозы любым входящим в регион кораблям, они могут осуществлять поддержку сухопутных сил России".
Лодкам проекта 877 "Палтус", из которого впоследствии выросла "Варшавянка", в прошлом году исполнилось сорок лет со дня вхождения в строй первого корабля такого типа. Но это не мешает им оставаться одними из самых тихих и незаметных неатомных субмарин планеты. В конце нулевых её снабдили комплектом из четырёх ракет "Клаб-С", тех что представляют собой экспортный вариант крылатой ракеты "Калибр". Затем из сменили на полноценные многоцелевые "Калибры-ПЛ" и несколько раз протестировали, в том числе и на сирийских бармалеях. Как писал по результатам первых пусков "Калибров" с борта неатомной подлодки адмирал ВМС США и экс-командующий европейской группировкой Джеймс Гордон Фогго:
"Они способны держать под прицелом любую европейскую столицу прямо из Чёрного или Средиземного моря. Станут ли они это делать? Я думаю, что нет. Но мы должны пониматься, что такая угроза есть".
Накануне стало известно, что российский ВМФ разместил заказ ещё на шесть модернизированных "Варшавянок", часть из которых также направится на Черноморский флот. Всего здесь планируют довести число ДЭПЛ проекта 636.3 "Варшавянка" до восьми единиц.
Свежие комментарии