В состав США сегодня входят 50 штатов. Американские власти искусно создают впечатление, что все они - одна большая семья, живущая в идиллии и гармонии. Но на деле как минимум половина территорий совсем не прочь обрести независимость от Вашингтона.
Войти непросто...
История Соединённых Штатов Америки началась с 13 бывших британских колоний, которые в 1776 году подписали Декларацию о независимости.
С тех пор новое государство постоянно прирастало землями, которые хоть и получали большую самостоятельность во внутренних делах, всё равно ограничивались федеральными властями в полномочиях.За полтора столетия в состав США вошли три с половиной десятка новых штатов. Однако процесс присоединения в целом не так-то прост. Для этого территории необходимо принять собственную конституцию, которую должен одобрить американский Конгресс. Именно за законодателями закреплено право принимать окончательное решение о вхождении земли в состав государства, из-за чего вся процедура может сильно затянуться.
Так, последними «американцами» стали Аляска и Гавайи. Они получили статус штата только в 1959 году, хотя безуспешно добивались этого с начала XX века. Лишь Вторая мировая война убедила конгрессменов в необходимости присоединить самую северную часть континента и острова в Тихом океане, на одном из которых находится крупнейшая военно-морская база ВМФ США - Пёрл-Харбор. И все равно свершения данного события пришлось ждать еще очень долго, оно произошло почти через 14 лет после капитуляции Германии и Японии. Ко всему прочему члены Конгресса от Республиканской партии, опасаясь, что новые территории поддержат на выборах демократов, сильно затягивали процесс.
...выйти невозможно
Впрочем, если войти в состав США трудно, но возможно, то выйти из Союза оказывается практически нереально.
В первых рядах в борьбе за независимость оказался Техас. Ещё в 1869 году Верховный суд США рассмотрел дело «Техас против Уайта», которое формально касалось вопроса правомерности продажи американских государственных облигаций штатом во время Гражданской войны (собственно, и начавшейся на фоне сецессии ряда регионов), однако по факту стало решающим моментом в борьбе территорий за отделение.
Вердикт оказался весьма неприятным для сепаратистов: Верховный суд постановил, что Техас, ратифицировав конституцию, не просто присоединился к Союзу, а вступил с ним в «неразрывные отношения», а значит, не может выйти из состава государства самостоятельно.
«Акт, который завершил допуск Техаса в Союз, был больше, чем соглашение — это было включение нового члена в политический орган. И это было окончательным. Союз между Техасом и другими штатами стал таким же полным, таким же постоянным и таким же неразрывным, как союз между первыми штатами. Пересмотр или отмена этих отношений невозможны иначе как через революцию или через согласие Штатов», - говорилось в решении суда.
То есть мирный «развод» государства и отдельных территорий возможен лишь в случае согласия других штатов, которые, понятное дело, сами при этом задумаются о выходе. Именно поэтому отсоединение отдельного региона – это что-то из разряда фантастики.
Одинокая звезда продолжает гореть
Впрочем, даже спустя полтора столетия техасцы все равно оспаривают вердикт Верховного суда и ищут лазейки, которые позволят добиться отъединения. Сторонники выхода часто ссылаются на Декларацию независимости, гласящую, что может сложиться ситуация, когда «один из народов должен расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом», чтобы обеспечить себе «безопасность и счастье».
Для Техаса, второго по размеру штата Америки, который является одним из центров американского сельского хозяйства, скотоводства, образования, нефтегазовой и химической промышленности, финансовых институтов и к тому же не освободился полностью от рассовых предрассудков, вопрос о «счастье» стоит особо. Местные политики уверены, что федеральные политики притесняют местных жителей, дотируя за их счёт другие территории, что ущемляет их права и свободу.
Впрочем, социологи давно выяснили, что не только в Техасе сильны сепаратистские настроения. Оказалось, что почти четверть американцев - 23,9 процента - решительно поддерживают или склонны поддерживать идею распада США. Таковы результаты опроса, проведённого Reuters/Ipsos в 2014 году. В том же году, кстати, представители аж 29 из 50 штатов разместили на сайте Белого дома петиции о праве на отделение.
Что примечательно, сначала большинство обращений поступали преимущественно из республиканских штатов. Но потом к акции присоединились территории, населенные как афроамериканцами, так и в основном белыми, как субъекты, где проживают консерваторы, так и те, где народ отличается либеральными традициями. Правда, тогда никакого результата, кроме «информационной вспышки», массовое появление петиций не дало. Но посыл был, и для федеральных властей это наверняка звонок: если не принять меры, то о «дружной семье» штатов говорить не придется.
Свежие комментарии