Автор: Александр Иваненко 8 июня 2025, цикл "Волки и волкодавы часть 50": "Польская правда сержанта Каленя"
Все события и фамилии подлинные.
В Советском Союзе были популярны фильмы, созданные польскими режиссерами. Сразу вспоминаются Ежи Гофман и Анджей Вайда - мастера романтических мифов. Но сегодня мы поговорим о фильме, в котором нет романтики, но зато в нем много правды.
Это фильм 1961 г. - "Сержант Калень" режиссера Чеслава Петельского. Ни сам фильм, ни Петельского сейчас в Польше стараются не вспоминать, да и Советская власть "Сержанта Каленя" не рекламировала.Но в этой статье мы поговорим о нем, стараясь избежать лишних спойлеров.

Итак, юго - восток Польши после окончания Второй мировой. Сержант артиллерии Ипполит Калень собирается демобилизоваться и жить мирной жизнью. Но в горах Бещадах вовсю идет война с террористами из УПА и ВиН ((WiN - "Вольность и неподлеглость" - "Свобода и независимость"). Волею командования главный герой попадает сюда, где обстановка совсем не похожа на жизнь всей остальной Польши. Вместо дневного веселья и праздников - замершие в ночи безлюдные полусожженные городки с оуновскими тризубами на стенах, вместо танцующих людей - старуха беженка с безумным воплем: "Они идут!". Горящие во тьме погранзаставы и убийцы с автоматами, возникающие из ниоткуда и исчезающие под землю....

Кадр из фильма "Сержант Калень"
Сам фильм снимался по роману "Зарево в Бещадах" Яна Герхарда. Впрочем, про жизнь самого товарища Герхарда можно было снять целый сериал: сначала сионистская организация во Львове, затем Французское сопротивление в годы Второй мировой, потом служба в 34-м пехотном полку Войска Польского, задействованном в борьбе с УПА.
С таким консультантом фильм получился реалистичным донельзя, в отличие от пресловутого "Пепла и алмаза", где польский "проклятый жолнеж" Мацек в конце 40-х одет и ведет себя как американский бунтарь 50-х, щеголяя джинсами и темными очками. Кроме того, сами актеры все как один пережили войну. По иронии судьбы главного героя играл бывший аковец Веслав Голас*, а командира отряда польских националистов майора Жубрыда - правоверный коммунист Януш Клосиньский (будущий старшина Черноусов в "Четыре танкиста и собака").
Кадр из фильма "Сержант Калень"
Кино не уступает по игре актеров советским фильмам про борьбу с бандеровцами, а по реализму намного их превосходит. Если в советских фильмах пограничники и чекисты идеализированы как на плакатах, то польские "волкодавы" показаны живыми людьми со всеми своими слабостями и проблемами во служебных взаимоотношениях. И сам главный герой отнюдь не бесстрашный оловянный солдатик.

Кадр из фильма "Сержант Калень"
Отдельно про отображение врага. Если в советском кинематографе про польских "проклятых солдат" вообще не упоминали, то боевиков УПА изображали примитивными уголовниками, чей уровень повесить учительницу, застрелить "ястребка" и запытать одинокого пограничника, случайно попавшего им в руки. Но при встрече с воинским подразделением кинобандеровцы немедленно громились влегкую. (Пожалуй единственное исключение здесь сцена из сериала "Вечный зов", где погибает спецгруппа чекиста Алейникова). Такая неуклюжая пропаганда, с одной стороны, вызывала недоверие, а с другой, принижала подвиг погибших в войне с терроризмом.

Кадр из фильма "Сержант Калень"
Совсем по другому выглядят упавцы в "Сержанте Калене". Грамотно организованные засады, внезапный налет на хвост армейской колонны с захватом орудия, мастерский уход от облавы под землю в бункер всем отрядом, уничтожение целой роты преследователей, и сотник Бир, самодовольно бросающий:
"Как вам известно, на днях Украинская повстанческая армия перейдет в наступление. Прошлой ночью наши части ликвидировали в своем районе 9 погранзастав. Это только первый шаг."
Все это имело место, и автор в цикле неоднократно приводил примеры удачного использования боевиками УПА тактики засад и налетов. Тем более что прототип "Бира" - Василь Шишканинец с псевдо "Бор" - годами успешно уходил из облав Войска Польского. Прикончили его бойцы Внутренних войск МГБ только в 1948 году.
Правдиво изображены и польские националисты, без восхищенного сглатывания слюны, как в "Пепле и алмазе". Не задумчивые мятущиеся философы "эти неуступчивые мальчики с запутанным и трудным миром" согласно Вайде, а битые жизнью волчары, хладнокровно расправляющиеся с безоружными. Террористы, готовые ради своих целей заключить союз с заклятыми врагами польского народа. Сержант Калень становится очевидцем совместного совещания главарей террористов из УПА и ВиН. Коммунистическая пропаганда? Ничуть.

Кадр из фильма "Сержант Калень"
В российском Интернет сообществе удивляются нелогичному поведению современных поляков, порицая и проклиная ОУН - УПА, они всячески помогают их современным апологетам на Украине. Между тем данный парадокс был известен еще в 17 веке, когда короли и магнаты Речи Посполитой "забывали" на время про жестокость восставших русинов, вырезавших шляхту и род польский. "Забывали" потому что появлялась возможность столкнуть лбами русинов и "москалей". И потому с легким сердцем "ноблировали" в шляхетство вчерашних "хамов", наподобие соратников гетмана - предателя Выговского.

Традиция была продолжена три века спустя. Еще не успели остыть могилы жертв Волынской резни с обеих сторон, как вчерашние смертельные враги стали заключать союзы против ненавистной Москвы. Напомню, что и у УПА, и у польских националистов к тому времени были за душой тысячи зверски замученных соответственно поляков и украинцев. Вот цифры польской стороны -
"Według badań przeprowadzonych przez Władysława i Ewę Siemaszków, na Wołyniu liczba udokumentowanych ofiar polskich wyniosła 36 543–36 750 znanych z nazwiska Polaków oraz dalsze od ok. 13 500 do ponad 23 000 ofiar, których okoliczności śmierci nie są znane, co daje szacunkową liczbę 50–60 tys. zamordowanych Polaków. Analogiczną wielkość podają Grzegorz Motyka i Jan Kęsik" (Согласно исследованиям Владислава и Евы Семашко, на Волыни число задокументированных польских жертв составило 36 543-36 750 известных по фамилии Поляков и далее от 13 500 до более чем 23 000 жертв, обстоятельства смерти которых неизвестны, что, по оценкам, составляет от 50 до 60 тысяч человек. убитых поляков. Аналогичную величину дают Гжегож Мотыка и Ян Кусик.)

А вот украинский счет -
"Голова УІНП Володимир В'ятрович вважає, що, імовірно, найдостовірнішими є дані істориків, які говорять, що в польсько-українському конфлікті вбито близько 16 000 українців" ("Глава УИНП Владимир Вятрович считает, что, вероятно, наиболее достоверными являются данные историков, которые говорят, что в польско-украинском конфликте убито около 16 000 украинцев").
Тут надо понимать, что "акции" в виде этнических чисток продолжались и в 1945 году, и не исчерпывались одной Волынью. Вот что увидели советские военнослужащие, прибыв в украинское село Верховина 6 июня 1945 г.

Радянські військові та місцеві жителі оглядають тіла убитих українців у Верховині після нападу поляків 6 червня 1945 року (Советские военнослужащие и местные жители осматривают тела убитых украинцев в Верховине после нападения поляков 6 июня 1945 года)
И вот после всего этого "борцы за свободу Польши и Украины" спокойно устраивают переговоры. Надо сказать, что инициатива принадлежала польским националистам. Они еще в 1943 г. пытались провести переговоры с УПА, послав парламентера поэта Зигмунта Румеля в село. Бандеровцы в тот момент очень верили в себя, поэтому Румеля и его сопровождающего зверски пытали, а затем разорвали заживо, привязав веревками к лошадям. Данный эпизод затем вошел в художественный фильм "Волынь", снятый поляками в 2016 году.

Зигмунт Румель (1915 - 1943 гг.)
Разумеется нынешние апологеты УПА всячески пытаются свалить дело рук своих предшественников на кровавую гебню.
"На думку низки українських істориків, напади на польські селища здійснювали і спецпідрозділи НКВС, одягнені як бійці УПА".
Проблема в том, что поляки почему то отказываются в это верить -
"Teza o podsycaniu wzajemnych stosunków polsko-ukraińskich przez Sowietów jest kwestionowana przez Grzegorza Hryciuka, który nie widzi możliwości prowokacji sowieckiej czy niemieckiej przy podejmowaniu decyzji o czystce etnicznej. Także według ostatnich stwierdzeń (2011) Grzegorza Motyki hipotezę o prowokacji sowieckiej przy podejmowaniu decyzji o czystce etnicznej należy stanowczo odrzucić. Nie ma żadnego udokumentowanego przypadku napadu przebranych za UPA enkawudzistów na jakąkolwiek polską wieś" (Тезис о разжигании взаимной польско-украинских отношений советскими войсками оспаривается Гжегошем Хрюцуком, который не видит возможности провокаций советской или немецкой при принятии решения о этнической чистке. Также, согласно недавним заявлениям (2011) Гжегоша Мотыки, гипотеза о советской провокации при принятии решения об этнической чистке должна быть решительно отвергнута. Нет никаких документальных случаев нападения замаскированных под УПА энкавэдистов на любую польскую деревню).

Марш памяти жертв Волынской резни, Польша, 2013г.
Сами польские террористы из Армии Крайовой или ВиН в чем только не обвиняли Советскую власть, но вот в организации Волынской резни - никогда. Прекрасно зная, чьих рук это дело, они спокойно перешагнули через тела своих соплеменников. Более того, неизвестен ни один случай мести польской эмиграции украинским националистам на Западе. Хотя имелись и люди, и мотив. Возможность борьбы с ненавистными "москалями" перевешивала все. В 1945 г. состоялись совместные переговоры УПА и ВиН. На этот раз упавцы вели себя дипломатично: дыхание советской госбезопасности в затылок заставляло идти на компромисс.

Переговоры террористов из УПА и ВиН о совместных действиях, 1945г.
Обе высокие стороны полюбовно договорились о разделении зон влияния и совместных акциях, одной из которых стал налет на городок Грубешов Люблинского воеводства. Со стороны ВиН командовал Юзеф Домбровский, а со стороны УПА - сотник Евген Штендера, будущий редактор "Летописи УПА". При налете упавцами использовались "торпеды" - 150 мм реактивные снаряды от немецкого шестиствольного миномета. Снаряды осколочно-фугасного действия имели пороховые реактивные двигатели, приводившиеся в действие от электрической искры, однако упавцы запускали их из «торпедника» (станка) собственной конструкции. Он имел U-образную форму, к нему вставляли снаряд. Заднюю часть после наведения «на глаз» на цель обкладывали соломой. Солому зажигали, от нее запускался пороховой двигатель, и снаряд вылетал. О точности наведения снарядов говорить не приходилось, их использование имело целью не столько нанести физический вред, сколько запугать. Участники налета вспоминали: "торпеды" летели с пронзительным ревом самолета, оставляя за собой огненный след, как у кометы.

Карта совместного налета на г. Грубешов отрядов УПА и ВиН
В самом Грубешуве находились как части Войска Польского и милиции, так и подразделение "НКВД", на самом деле уже МГБ. После залпа "торпед" террористы ворвались в здание милиции, но милиционеры, закрепившись наверху, отбили нападение и контратакой выбили нападавших. Нападение на переселенческую комиссию также было отбито. Успешным был только захват тюрьмы и освобождение подельников.

Террористы из УПА и ВиН перед налетом на г. Грубешов
Тем временем бойцы МГБ, придя в себя, контратаковали, используя бронетранспортер. Боевики стали спешно отходить в лес, пользуясь темнотой и неразберихой. Любопытный факт: бок о бок с советскими бойцами в Грубешове воевал поручик Войцех Ярузельский - будущий президент ПНР. Показательно, что после Грубешовской акции серьезных совместных акций уже не предпринималось, т.к. стало ясно, что победить "советов" таким путем нереально, даже заштатный гарнизон одолеть не получилось. С другой стороны, УПА и ВиН больше не конфликтовали и продолжали заниматься терроризмом, не мешая друг другу. Покончили со всем этим жабогадюкингом операция "Висла" и переселение украинцев из Польши в СССР.

Польские военнослужащие допрашивают захваченного боевика УПА
Подводя итог: в современной Польше память о борцах с послевоенным терроризмом ликвидируется наравне с памятью о подвиге Красной Армии. Например, были снесены все памятники легендарному генералу брони Войска Польского Каролю Сверчевскому, погибшему в засаде УПА.

Кароль Сверчевский (1897г., Варшава — 1947г., под Яблонками вблизи Балигруда) — советский и польский государственный и военный деятель, генерал-полковник Красной армии (1945), генерал брони Войска Польского (1 мая 1945), доктор военных наук
Но о них будем помнить мы. Поэтому автор рекомендует читателям цикла посмотреть фильм "Сержант Калень" и написать свои отзывы в комментариях.

Цикл Волки и волкодавы - все статьи
Работа над созданием таких статей требует многочасовой работы с документами, в том числе на украинском и польском языках, это весьма затратный труд в свободное от основной работы время, по ночам. Поэтому желающие поддержать проект "Волки и волкодавы" могут оставить свой комментарий к статье, а также перевести пожертвование автору на карту - (...). Следующая статья цикла выйдет, когда накопится 3000. Мир Вашему дому, уважаемые читатели.
Автор сердечно благодарит меценатов Сергея Николаевича, Сергея Львовича и Камиля Сахабовича, благодаря которым стал возможен выход этой статьи.
Прим. * - Александр В.11 июн
Работа Антипов, Голас - НЕ аковец. Это ошибка. Он и по возрасту в АК быть не мог (1930 год рождения). Голас был харцером (типа бойскаута, но с польской спецификой). После германской оккупации был в составе Шарых Шерег (Серых Шеренг по-русски). Это подпольная харцерская организация. Вроде бы (но не точно) арестовывался "синей полицией" в 1944 году.
Свежие комментарии