На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 363 подписчика

Свежие комментарии

  • Лариса шумбасова
    Не надо бы вообще никак пускать!!! Мало своей нечисти что ли ? Пусть валят к друганам в Штаты и там жгут, взрывают, м..."Схема хохла" как...
  • Сергей Семенов
    Всё вполне логично. Вверху мода для большинства жителей Европы-беженцев из Африки. Потом идёт для голубых и прочих из...Да, такая вот мод...
  • Александр Зиборов
    Пора дать оружие не только хуситам, но и всем противникам США и их подельников!!!Россия готовится ...

В защиту фильма "Ширли-мырли", который всё предсказал.

Недавно мы с вами пришли к интересному итогу - почти все старые фильмы, засмотренные, в хорошем смысле, до дыр, открываются с позиций сегодняшнего дня совершенно неожиданным образом.

В связи с этим хочу заступиться за фильм Владимира Меньшова "Ширли-мырли", к которому по сей день многие относятся - скажу аккуратно - неоднозначно.

Я упомянула его в самом начале публикации "А вы помните, что было после того, как Меньшов бросил на пол конверт с фильмом "Сволочи". И тут же получила в комментариях эту самую развернутую неоднозначность.

Так вот что я скажу вам, друзья мои. Когда пересматривала фильм внимательнейшим образом, а не между делом, а потом увидела дату съемок и премьеры, то была просто сражена.

1995 год. Наш кинематограф в полном ауте. Мы в плену видаков и видеосалонов, где напрокат можно взять любую копию любого шедевра и полного барахла.

Накануне, в конце 1994-го, наконец, до кого-то во власти начинает доходить, что национализм поднял голову не только в бывших республиках, но и на собственной территории, и страна вот-вот начнет расползаться по внутренним национальным квартирам.

В декабре поиски спасительных путей заканчиваются отчаянным штурмом Грозного - самым ужасным образом начинается первая чеченская.

Голову поднять, несмотря на широко объявленную гласность и свободу слова, не могут журналисты. Издания, которые акционировались тяп-ляп, не понимая тонкостей процесса, повторили судьбу ваучеров, ибо акции ушли в мгновенно в руки олигархов, которые не могли выиграть свою безудержную борьбу за власть без ручных СМИ. Цензура действует разными методами, благо, разбираться и искать виновных никто не собирается. Многое шито-крыто до сих пор. И наступает октябрь Димы Холодова в1994-м. И март Влада Листьева в 1995-м.

Семибанкирщина люто готовит массы к выборам 1996-го года. Надо любой ценой сохранить полубеспамятного, легко управляемого почти что Байдена своего времени - только куда менее опытного и сведущего в политических интригах Ельцина.

И тот, кто хоть как-то хочет достучаться до народного сознания, должен включить Эзопов язык, который мы, вроде, должны были забыть примерно в 1989-м и прятать то, что должен и может сказать, в пестрой окрошке дурацких анекдотов и фантасмагорических образов.

Именно это, на мой запоздалый взгляд, и проделал в 1995 году Владимир Меньшов.

Сами-то как думаете - я обращаюсь к тем, кто помнит это время - накануне выборов 1996 года такое в фильме для широкой публики легко было сказать?

- Вы не первый, кто прерывает мой путь в Государственную Думу. Меня уже и с моста сбрасывали с мешком на голове, и авиакатастрофы устраивали, когда мы по Мексике кочевали. А уж автомобильные аварии мне через день устраивают.

- Позволите позвонить? На радиостанцию "Свобода", "Голос Америки", "Немецкая волна"...

Но куда интереснее с позиций сегодняшнего дня - дискуссия трех единоутробных братьев по национальному вопросу. Вот где настоящее предупреждение! И призыв опомниться, пока не поздно.

- Я отказываюсь от любых переговоров, пока вы не прекратите дискриминацию граждан цыганской национальности.

- Да, кому они на хрен нужны твои цыгане?

- Вот он - великодержавный шовинизм в действии. Забыли, кто Куликовскую битву для вас выиграл.

- Неужто цыгане?

- А этот вообще ненависти к нам своей не скрывает. Проводит пропаганду антицыганскую среди американского населения.

- А за что вас любить-то? Что вы вообще за нация такая?

- Где ваши корни? - спрашивает Шниперсон у цыгана.

А тот парирует:

- Ну, конечно, только вы богоизбранный народ.

- ... остальные все недочеловеки. Гои.

Я понимаю, почему эти реплики вложены в уста цыгана. Максимально безопасный вариант на тот момент.

Колоду народов и национальностей в этом эпизоде можно тусовать как угодно. Не обязательно оценки звучат в адрес тех, чью пятую графу называют братья.

Заметьте - не случайное сборище неизвестно кого. Здесь все - братья. Люди от одного корня. Одной крови.

- Кстати, насчет гоев, - тут же откликается русский Кроликов на гнев цыгана. - Это вы, евреи, действительно, загнули. Сами-то что - лучше?

- Ну, что ты, братишка, - говорит ему цыган. - Они не лучшие. Они - единственные. А все остальные должны им прислуживать.

Мы с вами уже знаем, кто объявил себя единственным, исключительным, в сегодняшнем мире. И кто ему вынужден прислуживать. И гои здесь совершенно ни при чем.

Но в этом месте неожиданно меня снова пронзила главная мысль - о том, что все мы, беленькие, черненькие. серо-буро-малиновые, в конечном счете, члены одной большой семьи. Братья. Это то, что пытался уже тогда донести до всех "восставших" не без чужой руки окраин и собственных бузотеров автор.

В этом эпизоде мне об этом сказал... арбуз, который без конца появлялся в кадре.

Я вспомнила впечатляющий костюм на Венецианском карнавале, который увидела однажды и запомнила на всю жизнь. Плотную шумную толпу порой бессмысленных дурацких масок уверенно раздвигали решительно идущие затылок в затылок друг другу арбузные ломти разных размеров. От самого большого до крошечного.

А все вместе, сложись они обратно - крепкая семья.

Дальше братья разбираются с национальной принадлежностью Христа. Спор кончается ударом кулака по столу, исполненным русским Кроликовым:

- Папа у него голубь!

И включаются шумные феерические танцы на столе. Чтоб народ мог остыть и осмыслить посыл, примиряющий разные народы, выбравшие одну веру.

А что поют резвые представительницы разных стран и социальных групп? Тетя братьев (Инна Чурикова) лишь начинает "Шарабан":

Продам я книжки, продам тетради,
Пойду в артистки я смеха ради.
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

А продолжает жена американского посла. И выбран для нее такой куплет:

Прощайте, други, я уезжаю.
Кому должна я, я всем прощаю,
Ах, шарабан мой, американка,
А я девчонка, я шарлатанка.

Братья тем временем перешли на спор о культуре.

- Куда не глянешь - отовсюду "Цыганочка" прет, - кричит брату Изя.

- Не "Цыганочка", а ваши "Семь сорок", - парирует тот.

- Всё евреи захватили,- возмущается Кроликов. - И влияют на гоев.

- Что вы за нация такая, если вас так легко захватить? - отвечает Изя. - Работать надо, а не водку целыми днями глушить.

- Русофоб!!! - кричит ему... цыган.

Идет практически малопереводимая на этом ресурсе игра слов, обозначающая не очень приличные названия народов.

Но вот ведь что интересно - и это тоже оставалось для меня загадкой долгие годы - один из братьев внезапно запевает песню вообще не из оперы, дошедшей почти до мордобития, которую мы долго наблюдали:

- Прощайте, скалистые горы.

- На подвиг Отчизна зовет, - мгновенно, не задумываясь ни на секунду, подхватывает ее цыган.

И все они самозабвенно на три голоса, со знанием слов и дела, поют:

Мы вышли в открытое море,
В суровый и дальний поход.
А волны и стонут, и плачут,
И плещут на борт корабля.
Растаял в далеком тумане Рыбачий -
Родимая наша земля.

И медведь в кадре присутствует, кстати.

Две последние строчки они красиво, тепло, душевно повторяют на три голоса несколько раз.

Рыбачий - получается, их общая родимая земля?

А если я вам напомню, что в 1995 году вообще никто не вспоминал такие песни. Она же патриотическая! Про Родину, которую надо защищать. Про военных, забытых и брошенных повсюду.

- Вот так! - кричит Изя, пока два других брата увлеченно продолжают петь. - Я обязательно напишу кантату для трех голосов и симфонического оркестра. И мы исполним ее в Карнеги-холл!

Для нас это место сегодня - почти как Рейхстаг в сорок пятом.

Когда дискуссия на актуальную тему возобновляется, один из братьев говорит:

- Хреновина, конечно, все эти национальности. От человека всё зависит.

Но входит такой персонаж.

И братья так толерантненько замечают, что хоть они и не расисты, но есть все-таки какой-то дискомфорт. Однако судьба уготовит им встречу с четвертым братишкой на борту самолета, где вся страна - а в лице многонациональной семьи плюс все народы мира - летят на Канарские острова.

И в салон выйдет темнокожий Кроликофф. И это будет не последний сюрприз, потому что одна из двоюродных бабушек согрешила еще и с китайцем.

А какая песня звучит для всей этой сборной солянки, когда корабль поднимается высоко над мерцающей вдалеке беззащитной голубой планетой Земля?

Послушайте и посмотрите, пожалуйста.

И сами решите - почему Меньшов сделал такой фильм и такой выбор.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх