На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 704 подписчика

Свежие комментарии

  • Аркадий Шацкий
    Ещё программы на развитие толерантности до кучи, не могут без этого)Трамп и «Peace De...
  • Александр Симаков
    Я не сомневаюсь и не оспариваю, я даже больше того, целиком и полностью согласен с Захаровой - ничто не помешает Каза...Про Токаева, резе...
  • Александр Симаков
    Всё, напугал ты меня, я в психушку не хочу. А потому  буду  писать про Казахстан только хорошее. Вот индейцы Южной Ам...Про Токаева, резе...

349. 10-й полёт "Старшипа" - триумф или очередная неудача?

После трёх подряд провалов, когда "Старшип" фейерверком сгорал в атмосфере (7-й, 8-й и 9-й полёты), у США больше не осталось шансов на ошибку.

Ещё один фейерверк в атмосфере мог бы навсегда похоронить всю программу "Старшип" или остановить все полёты, как минимум, на год.

К тому же стоит вспомнить, что совсем недавно, в июне 2025 года, во время огневого испытания "Старшипа" произошёл взрыв на месте старта и был повреждён испытательный стенд с прилегающей инфраструктурой. Испытания ракеты Starship S36 с шестью двигателями Raptor пошли не по плану - корпус аппарата разорвало через несколько секунд после подачи давления. Пожар полыхал несколько часов.

339. Взрыв "Старшипа". Идеальная формула гарантированного провала (Кинооператор рассказывает, 22 июня)

Поэтому 10-й полёт должен гарантированно стать успешным, несмотря ни на какие обстоятельства. Возможно, что заранее были произведены какие-то досъёмки, о которых мы чуть ниже поговорим.

И вот 26 августа вечером 10-й полёт состоялся. В Москве к этому моменту уже наступило 27 августа.

Некоторые каналы российского сегмента интернета поспешили назвать этот полёт "триумфом", "абсолютным успехом" и "демонстрацией многоразовости". Хотя мы в этом полёте ничего подобного не обнаружили.

Такие каналы, вероятно, финансируются из США. И главная задача подобных "супер торжественных" статей - сгладить негативный осадок от трёх прошедших фейерверков. Ведь получается, что в 2025 году ещё не было ни одного удачного полёта "Старшипа" - 16 января, 6 марта и 27 мая 2025 г.

все "Старшипы" сгорели. А о взрывах, которые были до этих полётов, мы сегодня даже и упоминать не будем - их было множество. Кто хочет, может прочитать, например, такие статьи:

198. Взрыв "Старшипа". Как выглядит американская реальность без Голливуда. (Кинооператор рассказывает, 24 апреля 2023)

254. Второй полёт "Старшипа" закончился неудачей. Можно лететь на Марс? (Кинооператор рассказывает, 21 ноября 2023)

Попробуем оценить итоги 10-го полёта, не забывая, что система "Старшип" преподносится как многоразовая ракета. На неё (двухступенчатую ракету "Старшип" (Starship) с ракетой-носителем "Супер Хэви" (SuperHeavy)) возлагаются большие надежды в полётах на Луну и на Марс, но заявленная грузоподъёмность - 150 тонн в многоразовом и 250 тонн при одноразовом использовании - ничем не подтверждается. Эта ракета не может поднять на околоземную орбиту даже свой собственный вес, не говоря уже о том, чтобы отправиться к Луне или Марсу. Грузоподъёмность у неё пока что нулевая. Топливо заканчивается, а первая космическая скорость, 7,9 км/с, так и не набрана.

Согласно тому, что показывало табло во время прямого эфира, максимально набранная скорость составляла 26.300-26.800 км/ч, т.е. 7,4 км/с. С такой скоростью ракета становится всего лишь межконтинентальной и, пролетев полвитка вдоль земного шара, неизбежно падает в океан.

Компания Спейс Икс даже стыдится называть её ракетой, прикрываясь термином "прототип". Как будто вдруг внезапно что-то произойдёт, прототип превратится в ракету, и нулевая грузоподъёмность "Старшипа" вдруг окажется 150 тонн. Я вполне допускаю, что какие-то изменения будут. Например, "Старшип" могут удлинить ещё на 1 метр или поменять профиль закрылков (крыльев), но вряд ли эти изменения повлияют на грузоподъёмность. Про двигатели я тоже в курсе дела.

Понимая, что "Старшип" не выйдет на околоземную орбиту и не сможет запустить реальные спутники, в грузовой отсек были загружены симуляторы, которые про аналогии со Старлинком, Starlink (Звёздная связь), назвали Дамблинками, Dumblink (Тупая связь). Их было 8 штук, общей массой 15,2 тонны. Наверное, можно было порадоваться за "Старшип", что хоть 10% от заявленной грузоподъёмности он всё-таки поднимает, так ведь не поднял же на орбиту, "дамблинки" не стали спутниками. Эти симуляторы, выпущенные из грузового отсека, через несколько минут сгорели в атмосфере.

Честно говоря, при просмотре этого момента - выхода спутников - создалось ощущение, что это была вклеена земная досъёмка. Как мы помним, во время 9-го полёта щель (дверца) для выпуска спутников не смогла открыться и, по-видимому, для перестраховки, для 10-го полёта это момент отсняли заранее, чтобы вставить во время эфира.

Вначале мы увидели, что в грузовом отсеке откуда-то появился дым.

Потом с помощью цепной передачи диски стали подъезжать к горизонтальной щели.

Цепная передача для перемещения дисков

И в тот момент, когда должно было произойти самое главное, кадр перебили ликующей толпой:

Нам не показали, как первый диск (симулятор спутника) покинул грузовой отсек. Второй диск в момент выезда из щели вдруг клюнул носом вниз, как при земном тяготении:

Решётка с диском одним концом вдруг опустилась вниз.

Но ведь там, на высоте 190 км, должна быть невесомость. А диски ведут себя совсем по-земному. Вот, посмотрите сами:

disk.yandex.ru
люк1.mp4 — Яндекс Диск

Такое ощущение, что этот эпизод снимали на Земле.

Согласно рекламному ролику, диски должны были вылетать следующим образом:

disk.yandex.ru
вылет дисков.mov — Яндекс Диск

Во время спуска в атмосферу на "Старшипе" обгорела часть нижних закрылков.

Горит участок нижних закрылков.

Хорошо, что верхние закрылки так не пострадали, ведь по замыслу Спейс Икса, в 12-м полёте нам будет показано, как "Старшип", сделав оборот вокруг Земли, с высоты 190 км возвращается на стартовую площадку и закрылками садится на лапы Мехазиллы. В компьютерной графике это выглядит вот так (см. правую часть экрана):

"Старшип" под углом 45 градусов подлетает с стартовой стойке, за 3-4 секунды принимает вертикальное положение и спокойно опускается на рычаги Мехазиллы.

В 12-м полёте нам покажут именно этот компьютерный рендеринг, разве что на фон, на голубое небо, добавят небольшие облака, а внизу, на земле, нарисуют побольше болот. А когда будут показывать торжественный план окончания посадки "Старшипа" на лапы Мехазиллы, квадрокоптер, снимающий эту сцену с верхней точки (с высоты около 100 метров) будет точно также плавно облетать вокруг башни - один к одному, как на компьютерном рендеринге.

Справа: облёт вокруг стартовой башни

В общем, считайте, что вы уже посмотрели 12-й полёт "Старшипа" с возвратом корабля на "палочки для еды", который планируется на октябрь. Он уже "нарисован". Вот видео.

disk.yandex.ru
12-й Старшип.mp4 — Яндекс Диск

А если в день старта набегут облака, то старт отложат, ведь в рендеринге нарисовано малооблачное небо. Или перенесут эту фантастическую посадку на 13-й полёт.

В 10-м полёте первая ступень, Супер Хэви, не возвращалась на место старта, она, как и было объявлено, упала в воды Мексиканского залива. Сначала, за минуту до падения, нам показали мультяшку с зависшей ровно по середине экрана серой трубой.

Потом изображение переключили на бортовую камеру (опять мультяшка).

И как только 1-я ступень подлетела к воде, кадр прервали.

Не показали, что произошло со ступенью после столкновения с водой. Ведь это 200 тонн. Например, в 6-м полёте упавшая на воду первая ступень горела больше часа.

Первая ступень горит после падения в Мексиканскийц залив

Возможно, что она утонула и на следующий день её поднимут из воды.

Возможно, она будет выглядеть вот так:

Или вот так:

Думаю, её немного подрихтуют, нарисуют на боку свежей краской американский флаг и отправят в следующий полёт.

Вторая ступень в 10-м полёте тоже упала в воду, в Индийский океан. Момент падения был заснят видеокамерой на буе в океане, который совершенно случайно оказался ровно в том месте, куда опустился "Старшип". Конечно, нам, наивным зрителям, в прямом эфире показали "домашнюю заготовку". Не может так точно выйти космический корабль, возвращающийся из космоса, на заданную точку.

Во-первых, следует принять во внимание, что диктор за кадром сообщил, что при входе в атмосферу "Старшип" на несколько секунд отклонился от запланированного графика. Несколько секунд - это уже десяток километров. И это при том, что "Старшип" летит к Земле неуправляемо, т.е. просто падает. И его сносит непредсказуемыми воздушными течениями над Индийским океаном. Тем не менее, он подлетает точно к съёмочной камере и ровно на таком удалении, чтобы композиционно красиво войти в середину кадра.

Конечно, это кадры, заготовленные заранее. На этих кадрах "Старшип" почему-то оранжевый, хотя перед этим нам показывали всего лишь слабые радужные разводы на металлической поверхности.

За 3 минуты до посадки, высота 24 км.

Наверное, группа компьютерщиков помнила наказы "немогликов", что из космоса спускаемые капсулы возвращаются обгоревшими, и вот таким коричневато-оранжевым цветом, по-видимому, изобразила "обгорелость", или оксидацию нержавейки.

Далее корабль при соприкосновении с водой наклонился.

Разгерметизировался и взорвался. В сторону полетели ошмётки.

Время 01:06:39

Через секунду после взрыва, когда вырвалось ярко-жёлтое пламя, кадр остановили, и 6 секунд держали стоп-кадр (с 01:06:39 до 01:06:45), не показывая, что там произошло дальше.

Время 01:06:45

Наверное, за кадром остался "успешный успех", триумф многоразовости. Возможно, этот взорвавшийся "Старшип" в рамках многоразовости после просушки запустят во второй раз... Но точно мы об этом не узнаем.

Для меня осталось загадкой - в чём же заключался "триумф" Илона Маска? В том, что ракета не взорвалась на старте? В том, что "Старшип" за два года так и не смог выйти на околоземную орбиту? Что у "Старшипа" до сих пор нулевая грузоподъёмность? Что вместо спутников были муляжи, которые через считанные минуты сгорели в атмосфере? Может, это и есть настоящий успех?

И потом - считать ли мягкой посадкой то, что корабль "Старшип" взорвался при соприкосновении с водой? Или взрыв следует называть "мягкой посадкой" только потому, что произошёл он на небольшой скорости спуска?

В общем, у триумфального успеха есть и свои недостатки!

***

С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!

____________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх