Автор: Выключаем эмоции, включаем ум
Удивительно, но факт - экономист Михаил Хазин выступил в Совбезе ООН по просьбе нашей делегации в качестве эксперта, но не по проблемам экономики, а по второй части зерновой сделки, касательно содействия в экспорте российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки.
Эта часть так и не была выполнена Западом, несмотря на активную работу в этом направлении генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша.
Первую часть этой зерновой сделки Запад с энтузиазмом выполнял, выгребая зерно из соседней страны под лозунгом: "Не дадим умереть голодным странам Африки". Однако после того как балкеры пошли по зерновому коридору, Европа как-то сразу "забыла" про голодную Африку и эти балкеры пошли куда угодно, только не в Африку. В голодные страны было отправлено всего 3% этого зерна. Большая же часть зерна продавалась на рынке.
Их объяснение такого шулерства было весьма простым, в ответ на обвинения они отвечали, что это зерно помогло стабилизировать цены на биржах и бедные страны Африки закупали его по нормальным, а не по заоблачным ценам.
Замечу, что в рамках этой логики получается, что если бы они выполнили и вторую часть зерновой сделки, то страны Африки покупали бы зерно на бирже по ещё более низким ценам, а заблокированные в портах Запада удобрения и вообще даром, но они так её и не выполнили - ну, то такое, я просто придираюсь (нет).
Хазин заверил в том, что постарается дать объективную экономическую картину всех договорённостей по зерновой сделке и был так убедителен, что у меня перед глазами реально нарисовалась картина мирового продовольственного армагеддона, если поставкам российского зерна и удобрений на мировой рынок не будет дан зелёный свет.
А вот о том, что нам этому противопоставить, если Запад так и не пойдёт на выполнение этой части сделки, и о том, как нам наказать их, в случае, если такой продовольственный армагеддон разразится, мы с вами и поговорим во второй части статьи, после Хазина.
Вначале Михаил рассказал, что первая часть зерновой сделки на самом деле не оказала значительного влияния ни на решение проблемы голода в африканских странах, так как туда было поставлено всего 3% зерна пшеницы от объёма, вывезенного по морю из соседней страны, ни на мировые рынки, так как снижение цен было вызвано не самой сделкой, а благоприятным прогнозом на урожай зерна, который просто совпал по времени с началом зерновой сделки.
При этом Хазин отметил, что из соседней страны по морю в основном вывозилась кукуруза, ячмень и другие культуры, которые не участвуют в гуманитарных программах ООН.
Непосредственно пшена было вывезено по морю - 8,9 млн. тонн, по суше - 2,85 млн.тонн, и для сравнения он привёл данные о том, что Россия в последние два года нарастила экспорт пшеницы с 35 млн.тонн до 58 млн.тонн.
Затем он объяснил, что рынки в последние годы находятся в чрезвычайно разбалансированном состоянии, поэтому качественную оценку влияния поставок зерна из соседней страны на мировые рынки сделать невозможно, а значит, невозможно и дать сколько-нибудь стабильный прогноз на будущее и просчитать реакцию рынка на те или иные факторы.
А вот дальше он перешёл ко второй части этой сделки и, я уверен, кое у кого после его речи зашевелились волосы на спине.
Он заявил, что участие России в экспорте зерна на мировой рынок составляет примерно треть: около 60 миллионов тонн при ёмкости рынка 160 - 180 млн.тонн и если эти поставки будут заблокированы, то это действительно вызовет коллапс.
А главная беда состоит в том, что то влияние, которое оказывает санкционная политика на логистическую ситуацию, на финансовую ситуацию приводит к тому, что производство зерна в России, становится для экспорта нерентабельным, а значит, эта политика приведёт... к сокращению посевов пшеницы российскими производителями.
В этом году пока такой проблемы нет, но вот в следующем году может оказаться, что поставки российского зерна на рынки из-за такой политики резко упадут.
И вот тогда уже отменяй санкции не отменяй, будет поздно "пить боржоми", это станет реальной катастрофой на рынках - цены вырастут очень сильно!
Дополнительным фактором голодового армагеддона станут ограничения на поставки российских удобрений. Россия занимает больше 15% мирового рынка удобрений и значительную часть рынка тех веществ, из которых эти удобрения делаются, в первую очередь - аммиака.
А снижение уровня объёма поставок удобрений в этом году скажется на будущем урожае, разумеется, в сторону его значительного понижения во всём мире, и это будет вторым фактором значительного роста цен на пшеницу на мировых рынках.
Хазин заметил, что принимаемые сегодня решения по де-факто ограничению России, скажутся катастрофичным образом на ситуации с продовольствием в мире, а затем и пояснил, почему он применил выражение "де-факто":
Формально и ООН и США неоднократно говорили, что продовольствие не относится к сфере ограничений, но давление на экономические субъекты настолько велико, что многие из них отказываются взаимодействовать с Россией по поставке продовольствия и удобрений, а это неминуемо вызовет очень серьёзные проблемы и очень сильную нехватку зерна на мировых рынках в интервале 1-2 года.
Подводя итог, он сказал, что с точки зрения влияния и на общие мировые рынки и на гуманитарную составляющую ограничения для России представляются куда более опасными, чем экспорт из соседней страны, и невыполнение второй части этой сделки окажет куда более негативное влияние на цены на продовольственных рынках, чем та первая часть, которая связана с соседней страной, поэтому реализация второй части должна занимать более важное место в обсуждении.
Теперь поговорим о том, какова может быть реакция Запада.
Может быть два варианта:
1. Они всё-таки побоятся подобного развития событий и начнут оказывать содействие в экспорте российской сельхозпродукции и удобрений на мировые рынки;
В этом случае всё будет нормально... для всех.
2. Они не пойдут на выполнение второй части и продолжат санкционную политику, надеясь всё-таки удушить Россию экономически.
На что они могут рассчитывать при этом, я объясню.
О том, что они льют крокодиловы слёзы по голодающим африканским странам, говорилось уже не раз.
То есть им фактически наплевать, какие цены будут на пшеницу. Европейцы и американцы могут посчитать, что сами они с голоду не умрут, ведь выкупать пшеницу на мировых биржах они будут за доллары и евро, а так как эмиссия этих валют находится под их контролем, в отличие от стран Африки, то напечатать необходимое количество денег, чтобы обеспечить себя необходимыми объёмами зерна, для них не станет проблемой.
И вот чтобы нам не допустить такого сценария, а также спасти наиболее уязвимые страны Африки от голода, в случае развития ситуации по второму варианту и наказать Запад, возможно, необходимо будет перейти от торговли на биржах по значительно выросшим рыночным ценам к заключению двусторонних контрактов с дружественными нам странами по фиксированным - выгодным для нас и щадящим для них ценам.
Доставку им зерна необходимо реализовать различными путями: по суше - тут всё просто и понятно и по морю - а вот это можно осуществить, например, с помощью теневого флота только уже не танкеров, а зерновых балкеров, застрахованных не западными страховыми компаниями, а российскими или китайскими.
В этом случае российская пшеница не попадёт на биржи, контролируемые Западом, что, возможно, приведёт к ещё более значительному росту цен, но самое главное, в случае того самого дефицита, который прогнозирует Хазин, западные страны останутся без пшеницы.
То есть это они, а не Африка будут испытывать продовольственный голод: деньги есть - напечатали, а купить на них нечего!
Свежие комментарии