На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 684 подписчика

Свежие комментарии

Как пара чудаковатых русских обвела вокруг пальца ФБР? Мутная история американских спецслужб по разоблачению советских агентов.

В США умеют секретить архивы ничуть не хуже, чем в советском КГБ. Это на словах в самой демократичной демократии мира царит свобода слова и гласность (нам всегда так говорили до последнего времени). А на деле же даже спустя 40 лет в странной истории с задержанием первого агента ФБР, обвиненным и осужденным за шпионаж, остается столько вопросов, что она выглядит абсурдной до безобразия.

И даже сам шпион из ФБР смотрится, как полный сюр. Коллеги всегда отзывались о Ричарде Миллере как о неуклюжем, абсолютно непрофессиональным и самым неряшливом сотруднике Бюро. Бывший агент ФБР Гэри Олдрич, работавший в Белом доме и нелестно описывающий чету Клинтон, в своей книге удивлялся, что Миллер вообще смог пройти жесткий отбор в Академии в Куантико, отводя ему последнее место в списке соискателей, которого даже на порог пускать не следовало.

То, что Миллер не справится со своей работой и совершит какую-нибудь критическую ошибку, для Олдрича не являлось секретом. Но едва ли кто догадывался, что этот эмоционально нестабильный недотепа, как говорил о нем таблоид Washington Monthly, постоянно борющийся с лишним весом, будет работать на русских и передаст Москве подробную информацию о контрразведывательной деятельности США.

И самое забавное, что его кураторы, если они действительно работали в пользу СССР, выглядели не менее комично, чем сам шпион.

Здание КГБ на площади Дзержинского

Они были удивительной парой, вполне реальной для советской действительности, но не лишенной некой "чудинки" и везения, которое запросто могло свидетельствовать о покровительстве всемогущего КГБ.

Николай и Светлана познакомились в конце 60-х в Туле. Она - молодая, подающая надежды студентка мединститута. Он - намного старше её, таксист, за плечами которого в общей сложности 14 лет лишения свободы за квартирные кражи.

Их любовь была столь стремительна, что вскоре молодые оказались в ЗАГСе, где Николай взял фамилию жены. Возможно, чтобы "отстегнуть" криминальное прошлое и с чистым паспортом шагнуть в новую жизнь.

После того, как в семье родился сын, в 1973 году Огородниковы подали документы на репатриацию в Израиль. Слишком тесно им стало в "душном" Советском Союзе, слишком сильно кровь предков взывала к переезду на Землю Обетованную.

Прямых рейсов из СССР в Тель-Авив тогда не существовало. Лететь пришлось через Австрию. Но в Вене супруги Огородниковы вдруг передумали, приобретя билеты на рейс в США. Позже они объясняли, что купились на "сытую жизнь" в Америке, о которой Николаю часто рассказывали пассажиры такси (наверное, в Туле в те годы было много людей, знакомых с американским образом жизни).

И в оплоте "загнивающего" капитализма, как уверяла советская пропагандистская машина, они быстро добились всего, чего хотели: получили дом, машину, приличное пособие для эмигрантов и устроили ребенка в престижную школу. Живи и радуйся! И делай тихо свою работу разведчика.

Вот только на разведчиков-нелегалов вроде Дональда Ховарда Хитфилда и его супруги Трэйси Ли Энн Фоли (Андрей Безруков и Елена Вавилова) или Хуана Хосе Ласаро (Герой Советского Союза, генерал-майор СВР Михаил Анатольевич Васенков), десятилетиями работавшими под чужими именами и раскрытыми в результате предательства Александра Потеева, Огородниковы походили мало. Если Николай, работая грузчиком недалеко от дома, старался вести себя тихо, был приветлив и незаметен, то импульсивная Светлана только и делала, что привлекала к себе внимание. Она всячески подчеркивала своё советское происхождение, открыто занималась распространением советских фильмов и прессы. Рассказывая о высоком уровне жизни и социальной ответственности в СССР, навязывала свое мнение окружающим, часто вступая в конфликты. В результате чего перессорилась со всеми соседями и представителями русской эмиграции. Хвасталась связями на самом высоком уровне в Союзе и не скрывала частых визитов в советское консульство в Сан-Франциско.

Такое поведение вызывало насмешки старых эмигрантов, и вскоре Светлану считали едва ли не блаженной, помешанной на всём советском. А блаженным позволено многое и открыты многие двери.

На это и обратили внимание в ФБР, в начале 80-х поручив агенту Джону Ханту, курировавшему эмигрантов из СССР в Калифорнии, присмотреться к странноватой паре. Вскоре Хант пошел на контакт, посчитав, что Огородникова со свойственной ей непосредственностью сможет передавать информацию о настроениях, царящих в русских кругах.

Позже, когда чета Огородниковых оказалась в центре скандала, Светлана беззастенчиво призналась, что у нее с Хантом завязался роман. При этом ФБР наотрез отказалось сообщать, получило ли Бюро какие-либо полезные сведения от неё, или женщина на протяжении нескольких лет водила спецслужбы США "за нос". При этом Джон Хант любые интимные контакты всячески отрицал.

А после того как в мае 1984 года он неожиданно для всех вышел в отставку, его место занял Ричард Миллер.

Агент ФБР Ричард Уильям Миллер в центре

К этому моменту Миллер в Бюро осточертел уже всем, череда провалов загнала его в угол. У него было 8 детей, проблемы с женой (его даже отлучили от мормонской церкви за прелюбодеяния) и непомерные долги. Его ловили за руку, когда он за сотню баксов пробивал информацию через базу ФБР для знакомых частных детективов, и он клялся, что исправится. Непутевый агент терял оружие и торговал предметами быта прямо из служебного автомобиля. В конце концов из оперативников его перевели на "прослушку", чуть позже поручили поддерживать контакт со Светланой Огородниковой (хотя он совершенно не говорил по-русски), которая не рассматривалась в качестве перспективного направления разработки. Тем самым дав ему тихо доработать до пенсии.

Коллеги считали его шутом, но совершенно безобидным.

Подобно своему предшественнику Миллер быстро сблизился со Светланой Огородниковой, перейдя грань дозволенного. Но именно в ней нашел родственную душу, способную понять переживания мужчины под 50, жизнь которого не состоялась. И это стало той самой "медовой ловушкой", в которую попадают неосторожные обладатели государственных секретов.

Как потом на суде утверждал гособвинитель, через некоторое время близких отношений Огородникова призналась Миллеру, что она - сотрудник советской разведки. И предложила сотрудничество. Попавшему в умело расставленные сети агенту-неудачнику не осталось ничего другого, как согласиться.

В августе 1984 года Ричард Миллер познакомился с Николаем Огородниковым, который будто бы являлся оперативником КГБ и был старшим агентом в паре, отвечавшим за принятие решений. С него ФБРовец потребовал 65 тыс. долларов за информацию, которую он может передать советской стороне. Огородников согласился, даже не став торговаться. После чего Миллер в сопровождении Светланы направились в советское консульство в Сан-Франциско.

Ричард Миллер и Светлана Огородникова. Фото ФБР.

Газеты того времени сочинили массу версий того, как ФБР вышло на след сотрудников КГБ. Их телефоны были поставлены на "прослушку", за их передвижениями тщательно следили. После того, как выяснилось, что Миллер планирует вылететь вместе со своей любовницей в Вену 9 октября 1984-го для личной встречи с высокопоставленным сотрудником КГБ - подобного удостаиваются только особо ценные агенты - было принято решение о его задержании.

Миллера под надуманным предлогом вызвали в полевой офис ФБР в Лос-Анджелесе, протестировали на полиграфе и арестовали. При обыске у него дома обнаружили секретные документы, включая личное досье Огородниковых. Этого вполне хватило для вынесения обвинения в работе на иностранные спецслужбы.

Тогда же задержали и Огородниковых. Дипломатического иммунитета у простых эмигрантов из СССР, понятное дело, не было, так что вскоре они предстали перед судом. Помимо получения секретной информации от Миллера им вменили еще и попытку организации покушения на беглого майора КГБ Станислава Левченко, сдавшего американцам советскую агентуру в Токио. Но связь с Левченко не получила подтверждения в суде.

И здесь начинается самое интересное. Отчего дело выглядит не разоблачением советских шпионов в США, а сфабрикованной ФБР историей в попытке спасти честь своего мундира.

Перебежчик Станислав Левченко

В 80-е имя Левченко было довольно известным в США. В 1981 году он выступил перед специальной комиссией Конгресса, доказывая реальность советской угрозы всему миру. Рассказывал о секретных операциях КГБ, о завербованных крупных политиках и бизнесменах, о незаметном влиянии, которое СССР распространяет во многих странах. В 1983 году вышла ставшая бестселлером книга американского публициста Джона Бэррона "КГБ сегодня. Скрытые щупальца", одним из героев которой стал беглый майор.

Так что известие о готовящемся покушении на Станислава Левченко неминуемо добавило значимости всей операции ФБР. Огородниковы должны были выглядеть в глазах общественности беспринципными и безжалостными убийцами из голливудского блокбастера.

Почему всё разоблачение советских агентов выглядит фикцией, если на суде они в конце концов признались в работе на КГБ?

Конечно не потому, что советская сторона никак и никогда не подтверждала, что Светлана и Николай работали на Госбезопасность. Об этом говорит лишь логика последующих событий.

Несмотря на то, что Светлана Огородникова заявила, что не получала от Миллера никаких секретных документов, её приговорили к 18 годам тюремного заключения. Николая - к 8.

Ричард Миллер долгое время отпирался, утверждая, что единственное, в чем он повинен - это то, что попытался внедриться в шпионскую сеть КГБ без санкции руководства. Но в 1986-м его приговорили к двум пожизненным срокам и еще к пятидесяти годам — за шпионаж и взяточничество.

Казалось бы, здесь можно поставить жирную точку. Но...

Дотошные американские журналисты с помощью источников в ФБР раскопали, будто бы Миллер в конце сентября 1984 года сам пришел к руководству и признался, что намеренно вступил в связь со Светланой Огородниковой, чтобы вывести советских шпионов на чистую воду. Это была его личная инициатива. И это стало бы триумфальным завершением неудачной карьеры в ФБР. На пенсию он вышел бы обласканным славой героем, а не бесславным шутом.

Чтобы втереться в доверие к русским, он скопировал и передал Светлане 50 страничное "Руководство по составлению отчетов: информация внешней разведки". По признанию Роберта Боннера, выступавшего обвинителем на суде, этот формуляр "не мог подорвать безопасность США. И его секретность была сильно преувеличена".

Но рвения Ричарда Миллера руководство не оценило. Его уволили и возбудили дело о передаче секретов. Наверное, его самовольный поступок стал последней каплей, после которой терпение ФБР иссякло окончательно.

Кстати, по данным тех самых журналистов-расследователей, фотокопию документа агенты ФБР нашли при обыске в доме Миллера. Так что, возможно, Огородниковы действительно ничего от него не получили.

Ричард Миллер в июле 1986 года после его второго судебного процесса

Из-за допущенных процессуальных ошибок дело Ричарда Миллера пересмотрели в 1991 году, заменив пожизненное и 50 лет двадцатью годами тюремного заключения. К тому моменту Николай Огородников уже год как вышел на свободу и спокойно проживал в Калифорнии.

Миллера также выпустили досрочно, в 1994-м. Одновременно на свободе оказалась и Светлана. В тюрьме она познакомилась с наркоторговцем из Мексики, вышла замуж и уехала на родину мужа. После чего еще несколько раз попадала в поле зрения ФБР и Управления по борьбе с наркотиками, но обвинения ей больше никогда не предъявлялись.

Какое-то время они были вместе, но затем развелись. Позже её муж в интервью журналистам говорил, что Светлана как-то призналась ему, что служила в ГРУ, но никогда не занималась шпионажем. И долго хранила секрет, что её отцом был Юрий Андропов...

Совершеннейший бред для русского читателя. Но яркая сенсация для читателя американского. В духе кино Фабрики Грез.

По официальной информации Светлана Огородникова скончалась в Аризоне от болезни, связанной с алкоголизмом. Так ли это на самом деле, никто точно не знает.

След Николая Огородникова затерялся где-то на просторах США.

Ричард Миллер

Ричард Миллер после освобождения вновь женился и ушел на тот свет в 2013 году, до самой смерти отрицая, что когда-то работал на КГБ.

Его первая жена, Паула Хилл спустя годы после шпионского скандала говорила, что не держит на него зла.

Он был слабым человеком, но он не был плохим. И он, конечно, не был шпионом, - признавалась Хилл в одном из интервью. - Моральный человек, который вел аморальную жизнь, идеалист, предавший свои идеалы. Никто не презирал Ричарда так, как сам Ричард...

Подписывайтесь на нас в Телеграм

____________________________

ИСТОЧНИК НФОРМАЦИИ

наверх