Космонавт Максим Сураев: «Когда человека задерживают в космосе дольше, чем на сколько он готовился — можно нарваться на очень печальные последствия»
Американское космическое агентство НАСА сообщило, что возвращение на Землю астронавтов Суниты Уильямс и Бутча Уилмора может быть перенесено на 2025 год.
Окончательное решение будет принято в двадцатых числах августа — до конца месяца ещё остается возможность эвакуировать испытателей терпящего бедствие американского челнока Starliner другими кораблями.
Иначе придется ждать февраля.Опытные астронавты — Барри Юджин «Бутч» Уилмор и Сунита Лин Уильямс — проводят первую пилотируемую экспедицию космического корабля многоразового использования, произведённого компанией Boeing. Этому предшествовали два испытательных полёта челнока в беспилотном режиме, один из которых закончился катастрофой, а второй, хоть и прошел успешно, запомнился большим количеством нештатных ситуаций.
Starliner — семиместный корабль, но в НАСА приняли решение не рисковать сразу семью астронавтами, а отправить в первый пилотируемый полёт только двоих людей преклонного для освоения космоса возраста: 61-летнего Бэрри Уилмора и легендарную Суниту Уильямс, которой 58 лет.
Полет начался 5 июня и должен был продолжаться 8 суток, однако из-за нештатной ситуации Сунита уже побила рекорд по длительности нахождения в космическом пространстве среди женщин 55+.
Суните уже принадлежал рекорд продолжительности полета для женщины — 195 суток. Но установила она его в совсем другом возрасте — 20 лет назад.
Между тем, как сказала «Свободной прессе» депутат госдумы VII созыва, летчик-космонавт Елена Серова (167 суток непрерывного полета), для длительного нахождения на орбите требуется особая подготовка, особенно — женщине.
Сунита Уильямс могла такой подготовки не иметь, если в этот раз её тренировали для короткой экспедиции.
После взлета 5 июня экипаж Starliner обнаружил утечку гелия, столкнулся с отказом нескольких двигателей и неполадками в системе управления. Вопреки всему, испытателям удалось состыковаться с МКС и приступить к ремонту под руководством специалистов Boeing.
Последние утверждали, что неисправности незначительные. Но все оказалось сложнее, и гарантии, что Сунита и Бутч вернутся живыми на своём Starliner, никто дать не может.
НАСА достаточно оперативно рассчитала альтернативные варианты. Starliner можно попробовать «на авось» вернуть на Землю без пилотов, а астронавтов эвакуировать на корабле Dragon компании SpaceX.
Как раз один из них сейчас находится на орбите и должен садиться в августе. Другой вариант — воспользоваться «Союзом».
Однако для Boeing это обернется репутационными и коммерческими потерями. Следующий испытательный полёт Starliner придётся осуществлять уже не за счет американского бюджета, на средства корпорации (убытки которой по космической программе уже оцениваются в $ 1,6 млрд). Кроме того, придется доплатить и Маску за «пассажиров».
Если время будет упущено, то следующая возможность вернуться на корабле Илона Маска появится только в феврале будущего года.
Эвакуироваться на недорогом и надежном «Союзе» можно практически в любое время, но против этого категорически возражают в Вашингтоне.
О том, чтобы попросить помощь у Роскосмоса, спецы НАСА даже вслух боятся говорить. О состоянии астронавтов в США не думают вовсе — только о деньгах и репутации.
О том, что могут сейчас чувствовать Сунита Уильямс и Бутч Уилмор, «Свободной Прессе» рассказал депутат Госдумы VII созыва, лётчик-космонавт Максим Сураев (335 суток в космосе, 8 часов в открытом космосе).
«СП»: Максим Викторович, насколько серьёзно отличается программа подготовки космонавта к длительному полету от тренировок перед краткосрочной экспедицией?
— Если ты отправляешься в короткий полёт — до 2 недель — больше внимания уделяешь работе, которую предстоит провести: управлению, экспериментам, которые предстоит провести и сбору результатов, перемещению грузов и подготовке корабля к возвращению.
А когда длительный полёт — самое большое время уделяется физической подготовке. Две недели в космосе может провести практически любой человек с хорошим здоровьем — организм это выдержит и вернется на землю живым.
А когда остаёшься надолго — начинается перестройка, если нет готовности к этому — организм очень сильно «просядет», начнутся проблемы с мышечной массой, сердечно-сосудистой системой, и так далее.
«СП»: Можно ли подготовленного для короткого полета астронавта «перенастроить» на длительную экспедицию уже на орбите?
— Да, такие случаи были, врачи знают, как это делается.
Для начала переписывается весь распорядок дня. Сокращается время работы (за исключением выходов в открытый космос, которые могут быть долгими, на орбите рабочий день такой же, как на Земле — 8 часов в сутки, только с двумя перерывами, — «СП»), но увеличивается время занятий спортом — до 2,5 часов в день. Потому что если этого не делать — можно нарваться на очень печальные последствия.
«СП»: Почему США так не хотят пользоваться нашим «Союзом» в данном конкретном случае, ведь другие американцы спокойно на нём и взлетают, и приземляютя?
— Наш «Союз», конечно — не дорогой, в отличие от Dragon, и запасные ракеты у нас есть всегда. Но это — и не служебный автомобиль, который просто так приезжает.
Нужно получить предоплату, договориться о неплановом пуске с космодромом (особенно — если это Байконур в Казахстане), собрать экипаж с учётом того, что кто-то останется на станции, или назначить командира, который полетит один и заберёт двоих.
Мы не будем запускать дополнительный «Союз» просто так — заранее на всякий случай. Для этого нужно хотя бы, чтобы американцы обратились с такой просьбой. Они этого до сих пор не сделали.
Обычно американские астронавты летают на наших кораблях, мы летаем на их кораблях, и это заранее согласовано на основе взаимности. Но чтобы США обратились к Роскосмосу за помощью — это совсем другая история, они крайне не хотят этого делать.
«СП»: Вам довелось работать с космонавтом Валерием Поляковым, который провел в непрерывном полёте 437 суток, и с «последним космонавтом СССР» Сергеем Крикалёвым, которого забыли на орбите на 10 месяцев, хотя экспедиция планировалась достаточно короткая. Что бывалые космонавты рассказывали об этих эпизодах?
— Ничего особенного. Длительное пребывание Полякова в космосе планировалось заранее — исходя из продолжительности полета на Марс. Он — врач, сам пошел на такой эксперимент.
Крикалёв — да, перестраивался по ходу. Но все нормально, организм выдержал. Это была его вторая экспедиция, а потом он летал ещё 4 раза, в том числе и на «Шаттле».
У нас и после Крикалёва такие вещи происходили. Совсем недавно Сергей Прокопьев улетал на полгода командиром МКС, но возникла проблемная ситуация, которая заставила остаться. Он провел на станции больше года — 370 суток, из которых около 40 часов — в открытом космосе — на ремонтных работах. Это была самая длительная экспедиция в истории МКС.
«СП»: Как космонавты реагируют, когда остаются на орбите сверх назначенного времени?
— Есть досада от того, что рушатся планы на Земле, ведь родные, друзья, коллеги ждали тебя к определённому времени. А в остальном — если ты нормально был подготовлен, относительно молод — поддерживай физическую форму. И всё будет нормально, — заключил герой космоса.
Остается добавить, что если американские астронавты Starliner и молоды — то лишь относительно.
О том, до какой степени в США готовы рисковать здоровьем и жизнью Суниты Уильямс и Бутча Уилмора во имя экономии и репутации, «Свободной Прессе» рассказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
«СП»: Иван Михайлович, хватит ли в американском модуле запасов пищи для Суниты и Бутча?
— На станции всего достаточно, с довольно большим запасом, который пополняется.
«СП»: До какой степени американцы готовы жертвовать своими астронавтами?
— До крайней. Они хотят вернуть Starliner на Землю с экипажем.
Но если окажется, что это слишком опасно, то, конечно, на смертельный риск никто не пойдет. Тогда их заберёт Dragon раньше или позже. На крайний случай, если и Dragon сломается — они попросят у нас «Союз».
Свободные стыковочные модули на МКС есть.
НАСА смотрит на уровни риска — что более безопасно: возвращаться на Starliner, или менять планы, экипаж, компоновку кораблей Dragon.
В случае использования Dragon придется перекраивать и все планы работы на самой МКС. А каждая неплановая работа подразумевает риски.
«СП»: Маск сейчас торжествует, что у конкурентов из Boeing проблемы?
— Не думаю. НАСА хочет иметь контракты с несколькими производителями кораблей, так что конкуренты у Маска в любом случае будут.
А когда ломается график пилотируемых космических полётов — это головная боль для всех, кто участвует в таких программах на МКС. Приходится всё пересчитывать, переделывать, перепланировать — это потери. Это обидно, когда не ты виноват в форс-мажоре.
Свежие комментарии