Пожилые люди – одна из самых незащищённых групп граждан. Мошенники всех мастей сегодня не делают никаких исключений и продолжают обманывать пенсионеров. Способы похищения пенсий становятся более изощрёнными, преступники начинают играть на чувствах, слабостях и особенностях стариков. Каковы новые способы и как не дать обмануть своих родных?
Кучер Егор
Ни для кого не секрет, что пожилой человек сегодня сталкивается с дополнительными рисками. Далеко не первый год орудуют так называемые чёрные риелторы, которые сживают со свету или выбрасывают на улицу одиноких стариков ради их квартиры. Нередко к пожилым людям в дверь звонят мошенники, которые представляются социальными работниками. На деле же они обчищают квартиры своих жертв, и для пожилых людей это может кончиться трагически.
У всех приведённых выше способов обмана и грабежа беззащитных пенсионеров есть одна общая особенность – злоумышленники лично воплощают свои планы, сами приходят к пенсионерам, звонят в дверь. Именно поэтому после грабежа преступники могут даже совершить убийство, ведь пострадавший пожилой человек может сообщить их приметы полиции.
Однако сейчас мошенники начинают применять новый способ кражи денег у пенсионеров. И способ этот практически полностью лишён каких-либо рисков. Преступник вступает в контакт с пенсионером лишь по телефону, после чего жертва сама и добровольно переводит деньги злоумышленникам. Более того, до момента осознания, что его ограбили, человек бывает даже благодарен похитителям за заботу.
Ситуация усугубляется тем, что большинство пенсионеров всё ещё едва сводят концы с концами. Беспринципные мошенники, таким образом, крадут у них остатки пенсии, оставляя пожилых людей ни с чем. Новый способ грабежа уже подтвердили в Сбербанке и ЦБ России. Как же он работает, почему он эффективен и как обезопасить пенсионеров от мошенников?
Как обманывают пенсионеров
О новом способе грабежа пожилых людей в России сообщали СМИ со ссылкой на ЦБ России и представителей целого ряда крупных банков. Новый способ получил условное название "такси от банка". Как и многие другие способы мошенничества, он основан на так называемой социальной инженерии, то есть изощрённых методах обмана жертвы с помощью прогнозирования её наиболее очевидной реакции.
Работает новый способ следующим образом. Сначала злоумышленник звонит пенсионеру по телефону. Далее (это стандартная практика мошенников) он представляется сотрудником банка, в котором у пожилого человека есть счёт. Лже-сотрудник сообщает, что со счёта пенсионера кто-то пытается украсть деньги. Очевидно, что это одно из наиболее страшных заявлений, которые может услышать пенсионер, который и без того отнюдь не купается в деньгах.
Самое выгодное для мошенников – анонимность и недоказуемость их вины. Фото: Zamir Usmanov/Globallookpress
В страхе потерять остатки своей пенсии (или недавно зачисленную на счёт пенсию) пожилой человек готов на что угодно. И ровно с этого момента он оказывается в полной власти мошенников. Далее им необходимо как-то увести деньги со счёта, и способ тут придуман очень жестокий. Дело в том, что мошенники играют на чувствах пожилых людей, которые нередко живут при недостатке общения и заботы как со стороны других людей, так и государства.
Мошенники призывают пенсионера перевести деньги на безопасный счёт через банкомат и предлагают такси "от банка". Машина приедет и совершенно бесплатно отвезёт пенсионера к ближайшему банкомату и обратно. Жертвы, как правило, очень благодарны "банку" за такую услугу. Машина такси, действительно, приезжает и отвозит человека туда, куда нужно. Там он под диктовку "сотрудника банка" переводит деньги на "безопасный счёт". Всё, кража совершена. После этого пенсионер даже благодарит мошенников за проявленную заботу, а затем его бесплатно отвозят домой.
Почему это работает?
Казалось бы, какого современного человека, пользующегося банковскими услугами, можно обмануть таким способом? Почти никого. Именно поэтому под ударом оказываются пенсионеры, инвалиды, люди пожилые или одинокие. Специалисты отмечают, что такие люди живут в недостатке общения, внимания и заботы. И когда им звонят с предложением бесплатно довезти до банкомата, то этот момент заботы становится едва ли не решающим.
Второй момент состоит в том, что у пожилых людей чаще всего нет онлайн-банкинга, они не следят за своим счётом через приложение, да и вообще часто не пользуются интернетом вовсе. Поэтому они и верят злоумышленнику, который, как правило, оказывается неплохо осведомлён о состоянии счёта пенсионера, знает его имя, телефон, адрес проживания и многое другое. Откуда они знают эти данные? Как правило, мошенники покупают свежие базы данных на чёрном интернет-рынке. Далеко за примерами ходить не нужно – только за последние полгода Сбербанк сообщал о по крайней мере двух крупных утечках персональных сведений о клиентах.
Как рассказали сотрудники банков, фиксировавшие такие случаи мошенничества, преступники предварительно отбирают подходящих кандидатов. В зоне риска оказываются одинокие пенсионеры или пожилые люди, на счетах которых скопилась более или менее ощутимая сумма денег, которую те откладывают "на образование внучке" или, например, на собственные похороны.
Такие случаи мошенничества подтверждают в Абсолют-банке, Альфа-банке, АК Барс банке, и банке "Открытие". Там заявляют, что сумма ущерба от таких операций может составлять десятки тысяч рублей, а обманутый клиент обычно совершает несколько денежных переводов, не превышающих 15 тыс. рублей.
Такая схема обмана оказывается очень выгодной мошенникам. Их расходы на такси для пенсионера минимальны в сравнении с тем, какие суммы можно украсть со счетов. Даже в случае отказа человека преклонного возраста переводить деньги потери от уже заказанного на его адрес такси оказываются не такими большими.
Но самое выгодное для мошенников – анонимность и недоказуемость их вины. Ведь в поле зрения камеры безопасности у отделения банка или банкомата попадают только таксисты и сами жертвы. Мошенники остаются за кадром. Наконец, вину в краже невозможно доказать, если нет записи телефонного разговора (а как правило, пожилой человек не ведёт такую запись). Получается, что человек перевёл деньги со своего счёта на другой счёт добровольно, сам дал соответствующие команды в банкомате. С точки зрения закона всё чисто. Вернуть украденные таким способом деньги банк уже не сможет. Компенсировать потери возможно только при обращении в правоохранительные органы.
Как с этим бороться?
Очевидно, что определённую борьбу именно с такими преступлениями должны усилить правоохранительные органы. Однако пенсионеры далеко не всегда хорошо информированы о современных типах мошенничества, что в итоге приводит к беде. Сегодня число дистанционных способов, когда злоумышленник действует по телефону, серьёзно увеличивается, а полиции не хватает оперативности, заявил в беседе с Царьградом председатель экспертного совета по безопасности и взаимоотношениям граждан с правоохранительными органами Антон Цветков.
"Раскрываемость всего несколько процентов. И рост идёт именно от безнаказанности. К сожалению, органы внутренних дел, которые должны заниматься этой проблемой, пока не выработали эффективную систему противодействия этим видам преступлений", – сказал он.
Такой системой, по мнению Цветкова, могла бы стать реакция в режиме реального времени, которая предусматривает взаимодействие с подразделениями ЦБ России и крупнейшими банками.
Часто полиция начинает раскрывать дело бюрократическим путём. Человек приходит, пишет заявление, потом его снова вызывают, опрашивают, через какое-то время, возможно, возбуждают уголовное дело и опять опрашивают. Это достаточно длительный процесс, тогда как важна реакция по горячим следам, – отметил Цветков.
Помочь в оперативной борьбе с телефонными мошенничествами, особенно в отношении пожилых людей, пенсионеров, мог бы круглосуточный федеральный ситуационный центр, добавил он. Туда в режиме реального времени приходили бы сигналы о подозрительных звонках и списаниях. Ситуационный центр через ЦБ России и банки мог бы блокировать эти деньги с тем, чтобы при установлении факта мошенничества они возвращались бы на карту пенсионеру.
Обучение компьютерной грамотности пенсионеров – большое подспорье в борьбе с мошенниками. Фото: Кирилл Зыков/АГН "Москва"
"Например, бабушка деньги перевела, а снять их могут вообще где-нибудь в Новосибирске. Пока там местная полиция организуется, наладят взаимодействие с московской, пройдёт много времени. Современные механизмы, которые использует МВД, уже устарели. Преступники это прекрасно понимают и пользуются этим", – отметил Цветков.
Он обратил внимание на системный характер преступлений, связанных с мошенничеством в отношении пенсионеров. По мнению Цветкова, банки не должны оставаться в стороне, а должны информировать своих клиентов. Например, можно размещать информацию на экранах банкоматов, рассылать смс-сообщения. Короткие сообщения – эффективный способ, при помощи которого идёт информация о списаниях, им же пользуется, например, МЧС.
Основной метод борьбы – выявление и задержание всех этих негодяев, потому что безнаказанность порождает рост таких преступлений просто в разы. Они не просто чувствуют себя безнаказанными, они ими являются, – сказал Цветков.
Таким образом, рост мошеннических преступлений в отношении пожилых людей говорит о нескольких важных вещах. Злоумышленники, к сожалению, оказываются быстрее, проворнее и хитрее, а также более продвинутыми в области современных технологий, чем полиция и сами граждане. Опасность связана и с тем, что на чёрном интернет-рынке всё ещё размещаются базы данных клиентов банков, включая базы Сбербанка. Наконец, мошенники не гнушаются обманывать людей преклонного возраста, пользуясь их доверчивостью и играя на чувствах.
Ответом могут служить скоординированные действия полиции и банков, единая база знаний о современных способах мошенничества и разработка способов оперативного реагирования. Но не только для того, чтобы найти и наказать мошенника, ограбившего пожилого человека. А для того, чтобы предотвратить такое преступление и защитить пенсионеров.
Свежие комментарии