19 августа 2013 года 14:32
Неприкасаемый Сердюков
В новом коррупционном деле, связанном с деятельностью экс-министра обороны, СК не нашел состава преступления
Текст целиком >>>
В новом коррупционном деле, связанном с деятельностью экс-министра обороны, СК не нашел состава преступления
Бывший министр обороны Анатолий Сердюков в очередной раз оказался в центре коррупционного скандала.
Но, похоже, ему опять удастся избежать уголовного преследования. Как сообщил в понедельник «Коммерсант», главное военное следственное управление Следственного комитета отказало военной прокуратуре в возбуждении уголовного дела по факту приобретения мебели для кадетского училища в Краснодарском крае. При этом сумма ущерба государству оценивается в 40 миллионов рублей.
Прокуроры выяснили, что одна из фирм уже поставила мебель для училища в тот момент, когда по госзакупке проходил конкурс. Участвующая в тендере компания предлагала всё необходимое на 40 миллионов дешевле, но осталась ни с чем. Сделка не состоялась бы без ведома Сердюкова. Но в СК не нашли состава преступления.
Важно отметить, что имя Сердюкова всплывает в сомнительных сделках уже далеко не в первый раз. Заведено несколько уголовных дел по незаконному отводу земель. Скандал разгорелся вокруг особняка в Петергофе. А дело «Рособоронсервиса» уже стало притчей во языцех. Практически все военные профессионалы говорят о том, что Сердюков нанес огромный ущерб нашей армии. Но везде Сердюков фигурирует как свидетель. Он постоянно ездит на допросы, где предпочитает отмалчиваться. Его подруга Васильева продолжает сидеть под домашним арестом в громадной квартире в центре Москвы.
Все понимают, что привлечение Сердюкова к уголовной ответственности есть лакмусовая бумага борьбы с коррупцией, о которой так много рассуждают в последнее время. Все государственные телеканалы с большой помпой говорят о том, что у нас наступает время торжества законности. Сердюкова ругают постоянно. Но сам он из всех коррупционных историй пока выходит сухим.
Все также знают, насколько серьезно в Следственном комитете могут подойти к своей работе. Вспомните «Болотную». Когда потребовалось, ведомство Бастрыкина собрало огромную силу в кулак. В Москву командировали массу региональных сотрудников. В беспорядках 6 мая 2012 года раскопали иностранные деньги. Спустя год находили подозреваемых и сажали в СИЗО. Абсолютно безобидные люди, в обычной жизни преподаватели институтов и больные студенты, сегодня сидят в тюрьме, теряя остатки здоровья.
А вот Сердюкова не трогают. И уже мало кто сомневается, что и сам бывший министр, и его ближайшее окружение отделаются легким испугом. Может, срок давности истечет, а может, получат условно.
– Следственные органы собрали материалы на Сердюкова, но сделать с ним ничего не могут. Как с любым, кто находится рядом с Путиным, – считает председатель Общественной комиссии по борьбе с коррупцией генерал-полковник Владимир Мамаев. – И наша задача сломать эту систему, чтобы в стране правил закон, а не личность. У нас же в стране извращенные понятия о преступлении и наказании. И одно из извращенных звеньев этой системы – бывший министр обороны. Я сейчас не могу сказать, кто он на самом деле, так как это определяет суд, но хотелось бы дождаться процесса. Это человек, который развалил армию, вводил в заблуждение президента.
«СП»: – Сердюков уже не в команде, он снят с должности. Но он будто остается в касте неприкасаемых.
– Дело не в том, снят он с должности или нет. Он просто очень много знает. Его страшно сажать. Эта команда вечная, там все друг с другом связаны.
Как говорит заместитель директора международной антикоррупционной организации «Трансперенси Интернешнл» Иван Ниненко, в России вообще мало случаев, когда высокопоставленных чиновников удается привлечь к ответственности за их деяния:
– Эта последняя история с мебелью в очередной раз показывает, что закон у нас действует избирательно. Люди, которые забрались достаточно высоко, не могут оказаться за решеткой. В застенки могут угодить оппозиционеры. Вот суд первой инстанции дал реальный срок Алексею Навальному, хотя по таким делам реальные сроки выносятся крайне редко. А Сердюкова не могут посадить потому, что у нас в стране еще ни разу не сажали бывшего министра за коррупционные преступления. Чтобы его посадить, нужна большая политическая воля, которой у нашего руководства нет. Возможно, люди на верху боятся, что Сердюков начнет говорить о каких-то других преступлениях и потянет за собой других. Недавно в Италии был случай, когда чиновник невысокого уровня подвергся уголовному преследованию, и потом потянул за собой высокопоставленных людей.
«СП»: – Сердюкова уже ругают на официальном уровне.
– Для тех, кто занимает достаточно высокую позицию, самое серьезное наказание у нас - это снятие с должности. Серьезной расплаты за свои деяния люди не несут.
«СП»: – У нас в стране много случаев, когда высокопоставленные чиновники попадают пол уголовную статью?
– В России таких случаев мало. Процессов против бывших чиновников намного больше в странах, где даже ниже уровень коррупции. К примеру, во Франции даже президент находится под следствием и отвечает на вопросы суда о растратах.
«СП»: – Что же мешает привлекать к ответственности чиновников у нас?
– Наша власть не дает это делать. А независимого суда у нас нет. И власть считает, что расследования против высоких чиновников недопустимы.
«СП»: – Но с коррупцией борются не только в Европе. В Китае осудили даже претендента на пост председателя страны.
– В Китае есть сменяемость власти. Это обстоятельство сильно помогает нормальной работе различных государственных институтов. Ключевой момент в борьбе с коррупцией - это именно сменяемость власти. Но в России сменяемости нет.
«СП»: – К неприкасаемым в России относятся только федеральные чиновники, или на региональном уровне такая же ситуация?
– Многое зависит от масштабов претензий к тому или иному человеку. Вот у нас недавно осудили бывшего губернатора Тульской области Вячеслава Дудку. Но если речь идет о региональном уровне преступления, то часто уголовные дела против местных чиновников закрывают. Это есть даже на районном уровне. Случай в станице Кущевская наглядно показывает это. Там мафия срослась с властью и правоохранительными органами. И дела против преступников закрывались.
Директора Совета по национальной стратегии политолог Валерия Хомякова «непотопляемость» Сердюкова не удивляет. По его мнению, в нынешнем государстве надеяться на торжество закона не приходится вовсе.
– Мы живем в системе, где закон действует не для всех. Это касается и Сердюкова, и многих других случаев. Даже простые полицейские часто уходят от ответственности, когда убивают людей, когда прокурорские работники давят на дороге граждан. К сожалению, увод от ответственности стал нормой. Удивляться даже не приходится. Я бы удивился, если бы Сердюкова привлекли по одному из эпизодов, по которым написан не один десяток томов. На мой взгляд, Сердюков – это член правящей команды. И провинился он отнюдь не коррупцией или недоработками. А история связана с его личной жизнью, что у него жена – дочь Виктора Зубкова. А Зубков – друг Путина. Если бы не семейный скандал, то Сердюков бы так и сидел в министерском кресле, Васильева работала бы.
Если делать прогноз, то мне кажется, что найдут каких-то «стрелочников». Сердюков же останется свидетелем и будет отмалчиваться.
«СП»: – Васильева сидит в огромной квартире под домашним арестом, а Владимир Акименков слепнет в тюрьме.
– Васильева – своя для власти. Она идеологически близка ей. Поэтому спокойно сидит под домашним арестом. Те, кто арестован по Болотному делу, – чужие. Чужим оказался Михаил Ходорковский, и его отправили в не столь отдаленные места. Был бы он своим как Абрамович, – никто бы его не тронул и не вспоминал бы ни о каких нарушениях.
К сожалению, наша правоохранительная система не самостоятельна, она полностью под исполнительной властью. Если человек свой, то в законе находят прорехи. А для чужого всегда найдут статью.
«СП»: – Когда у нас будет править закон?
– Это очень сложный вопрос. В нынешней системе все меры бесполезны. Правда, какую-то справедливость может установить общественное мнение. Мы видим достаточно странный случай с Навальным, которого посадили и тут же отпустили. Кто-то говорит, что это в Кремле одна голова думает так, а другая – этак. Отчасти это справедливо. Но если бы Навальный не был популярен в оппозиционной среде, то его бы не отпустили. Есть любопытная параллель. Через неделю после суда над Навальным по похожему преступлению осудили бывшего губернатора Тульской области Дудку. Его арестовали в зале суда, и никто его под подписку не выпустил до вступления решения суда в законную силу. Ладно, Навальный – кандидат в мэры. Но отпустили и Петра Офицерова. Получается, что у нас в суде правит политика.
«СП»: – Какими качествами надо обладать, чтобы попасть в разряд неприкасаемых?
– Чтобы попасть в неприкасаемые, надо чтобы за тебя замолвили слово. Если над человеком сгущаются тучи, то он всегда пытается найти выход на высокий уровень. А чтобы не попадаться, мало быть честным человеком. Надо быть еще и другом Путина. Или другом друга Путина. Но ясно, что с такой системой навести порядок просто невозможно. Если у хирурга скальпель не обеззаражен, то лезть с ним в организм нельзя. У нас не должно быть коррупции в судах, в прокуратуре, в полиции. Даже если всех сотрудников этих ведомств сменить на новых, то ничего не поменяется. Новые люди будут работать в прежней системе. При этой власти ничего не изменится.
Фото: Игорь Зарембо/ РИА Новости
Свежие комментарии