Не так-то просто отыскать в мире страну, которая смогла преуспеть в столь разных высокотехнологических отраслях как Россия.
Начнём с авиации: несколько дней назад состоялся первый полёт импортозамещённого авиалайнера «Суперджет» на полностью отечестенных турбовентиляторных двигателях ПД-8, произведённых на рыбинском «ОДК-Сатурн». На подходе авиадвигатели ПД-14 для авиалайнера МС-21 и двигатель сверхбольшой тяги ПД-35 для установки на перспективные широкофюзеляжные самолёты. В общем, нет никаких сомнений, что в недалёком времени наше небо будут бороздить отечественные самолёты с отечественными двигателями.

Зададимся вопросом, а предприятия ещё каких стран способны производить турбовентиляторные двигатели подобного класса для коммерческих самолётов? Их совсем немного: это США с компаниями GE Aviation и Pratt & Whitney, Великобритания с Rolls-Royce и Франция с Safran. Плюс ряд совместных предприятий этих же производителей. В общем, авиадвигатели способны производить и Россия, и США, и Великобритания, и Франция. А атомные ледоколы кто-то способен производить, кроме России? Нет. Могучий атомный ледокольный флот — это исключительно наше достижение.
В прошлом году Зеленоградским нанотехнологическим центром был создан первый российский фотолитограф, ключевое оборудование в производственной цепочке изготовления микросхем. Критиками немало было сказано на тему того, что по сравнению с передовым оборудованием мировых лидеров по этой части, голландской ASML и японских Nikon и Canon, наша машина обладает всесьма скромными характеристиками. Возникает вопрос: может быть Япония или Нидерланды способны самостоятельно произвести турбовентиляторный авиадвигатель? Нет.

Или зайдём с другой стороны: способны ли США, Великобритания или Франция произвести своими силами самый скромный-прескромный фотолитограф? Тоже нет.
У нас в стране есть крепкая система технического образования, отличная научно-инженерная школа, понимание необходимости опережающего развития отечественной науки и техники. Кроме того, какую отрасль не возьми, со времён Советского Союза там осталось множество заделов и наработок. Действительно много чего осталось.
Это доказывают и многочисленные предприятия «Объединённой двигателестроительной корпорации», созданной на базе бывших советских предприятий, и предприятия группа компаний «Элемент», объединяющей бывшие звёзды советской микроэлектроники. Да, и «Балтийский завод», строитель атомных ледоколов, родом даже не из Советского Союза, а из дореволюционной России. Это к вопросу о традициях и преемственности.

Так что давайте спросим себя: какая страна в мире способна одновременно построить коммерческий гражданский самолёт с собственным двигателем, фотолитографическую машину и атомный ледокол? Ответ нас точно порадует.
______________________________
Свежие комментарии