Вместо эпиграфа анекдот:
— Сын, я была на родительском собрании. У тебя по патриотизму тройка, а Слово Божие вообще забросил! Ты что, после девятого класса в Бауманку захотел?

Сегодня ругаться буду. Постараюсь держать себя в руках, но уж больно тема такая, нервическая. Ибо всякие любители идеологий в очередной раз добрались до наших детей.
Вот вам новость:
Новый предмет «Духовно-нравственная культура» введут 5–7-х классах российских школ, сообщили в пресс-службе Минпросвещения.
Уточняется, что ключевое содержание урока заключается в знакомстве школьников с «жизнью, деятельностью, поступками, личными качествами выдающихся государственных и общественных деятелей отечественной истории».
Но это полбеды. Потому что следом идет вот эта новость:
В Министерстве просвещения предложили сократить изучение иностранного языка в 5–7-х классах. Изменения пока еще только в проекте: документ размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Предполагается, что в случае принятия новые нормы вступят в силу с 1 сентября 2026 года, то есть со следующего учебного года.
Не, ну так-то логично. Новые уроки вводим, старые отменяем. Черт его знает, хорошо или плохо уменьшить обучение иностранного языка. С одной стороны — плохо, ибо это развивает мышление. С другой — может, и неплохо. Один фиг школьные знания английского никого еще языку серьезно не научили.
Другое дело, на что этот самый иностранный язык меняют.
Я вам секрет открою. Школа не занимается воспитанием. Любая школа и в любой стране. Это не ее задача. Школа занимается обучением. И разбор нравственных поступков государственных деятелей ничего в плане воспитания детям не даст.
«А как же СССР?» — спросите вы. Ведь в СССР школа как раз и давала не только знания, но и воспитывала.
А это не школа воспитывала. Это пионерская организация. Уникальное совершенно явление. Где старшие дети учили младших. Где создавались почти принудительно школьные коллективы. Заодно еще и вопросы с репетиторством решались. Ибо отстающих подтягивали сами школьники. А не родители с выпученными глазами бегали по всему интернету, ища репетитора, а заодно и пытаясь судорожно выделить денег из бюджета на эту историю.

Вообще вся эта ностальгия на идеологию совершенно не учитывает инструменты ее внедрения. А они были. Октябрята, потом пионеры, потом комсомол. И даже если ты в комсомол не пошел, он тебя все равно заденет и коснется. Трудовые коллективы тоже друг за другом следят. И выдают товарищеские суды пьяницам, воришкам и бабникам.
Кстати, на Западе примерно то же самое, только в меньших масштабах. Там вместо комсомола воспитывают закрытыми студенческими клубами. Со всеми признаками именно идеологического воспитания.
Ни одна идеология не работает без механизмов внедрения и контроля. Это как законы. Пока нет наказания — не работает. Помните историю про ремни безопасности? Пока за это не штрафовали или штрафовали мизерно, никто не пристегивался, хоть кол на голове теши. Как только штраф стал заметным — все тут же вспомнили про ремни безопасности. А последние годы еще и камеры на ремни стали ставить, чтобы уж совсем надежно.
И вроде какое дело государству до того, пристегиваешься ты или нет? Но нет — оно за нас беспокоится, бестолковых. И заставляет беречься.
Вот и с этим самым духовно-нравственным воспитанием такая же петрушка. На кой ляд изучать этих самых деятелей, если ты не можешь свои знания нигде применить. Ни в войнушку поиграть с товарищами (это очень травмоопасные игры, нельзя же), ни разобрать на встрече пионерской ячейки.
Зачем? А главное — за что, товарищи?
Хотите идеологию? Ну, создавайте систему воспитания. Пусть на базе школы, как та же пионерская организация была, но отдельно. Вне образовательного процесса. И так с нынешней системой образования глаза на лоб лезут. Ощущение, что с каждым годом нам предлагают все больше и больше зубрилок и меньше рассуждателей и творителей. Потому что зубрилок можно измерить, оттестить и доложить. А вот развитие мышления — это сложно.
Нет, система образования менялась многократно. Кстати, даже в том же СССР была куча реформ. А сейчас вообще непонятно, какие люди на выходе нам нужны. То айтишники были нужны остро, теперь вроде не очень, до этого экономисты с юристами, которые нынче пачками безработными ходят. Только сварщики нужны стабильно. Ибо универсальных роботов-сварщиков еще долго не придумают.
Образование — это сложно. И не надо туда вашу псевдодуховность пихать. Я не против духовности. Не против даже религиозного воспитания. Только делать это должна не школа. И надо создавать механизмы, а не заставлять пожилую учительницу устало преподавать предмет по книге, особо не понимая даже, что от нее требуется. Потому что никто это толком не пояснил.
Хотите убедить школьников, что быть русским — это круто? Давайте делать крутую страну. С богатыми людьми, с огромными возможностями. Вернее, мы и так уже такие. Просто рассказывать надо про успехи, про таланты и возможности. Можно заодно и про духовность, которая помогает на этом пути.
Но кто ж меня спросит? Эх...
Ну, вот, как-то так. Обошлась без мата, хотя очень хотелось, честно.
_____________________________
Свежие комментарии