В ноябре 1941 года советский теплоход «Армения» затонул вблизи Крыма, унеся с собой тысячи военных и гражданских, в том числе ценных медицинских специалистов. Все подробности катастрофы до сих пор полностью не раскрыты и даже отчасти засекречены. Крушение «Армении» считается одной из самых больших морских катастроф и главных загадок Великой Отечественной войны.

В 1920-е годы, когда гражданская война уже была позади, в Ленинграде активно стало развиваться судостроение. Первая серия крупных пассажирских судов под названием «Аджария» стартовала с 1927 года и предназначалась для перевозок в порты Кавказа и Крыма. Грузопассажирское судно «Армения», принадлежащее к данному типу, было выпущено в 1928 году, а почти одновременно с ним — корабли «Украина», «Грузия», «Крым» и «Абхазия».
Именно «Армении» с водоизмещением в 5770 тонн, длиной около 108 метров и скоростью до 14,5 узлов было суждено погибнуть в 1941 году всего в 18 км от берегов Крыма. Судно рассчитывалось на 950 пассажиров, которых обслуживал экипаж в 96 человек. Только вот на момент катастрофы на борту «Армении» могло оказаться 5000—10000 человек, что в несколько раз превышает число погибших на «Титанике».

На старте Великой Отечественной войны, с августа 1941 года, теплоход «Армения» назначили «плавучим госпиталем», рассчитанным на экстренную помощь и транспортировку до 400 раненых.
За несколько дней до начала работы «Армении» в роли санитарного судна немцы уже подошли к Одессе, а потому экипажу пришлось эвакуировать из города и раненых военных, и беженцев из числа гражданских. За почти два месяца «Армения», проделав с десяток рейсов, благополучно перевезла свыше 15000 человек.
В октябре угроза падения Севастополя уже существовала: рядом стояла одиннадцатая армия Манштейна. А к ноябрю Владимиру Плаушевскому, командиру «Армении», шедшей из Туапсе и везущей пополнение для гарнизона, приказали брать на борт и раненых, и всех военных медиков Черноморского флота, и частично — медработников Приморской армии. Позднее из Москвы пришло распоряжение «город не сдавать ни в коем случае», но до этого «Армения» принимала к себе всех: и военных, и медиков, и начальство лагеря «Артек», и актёров театра Луначарского.
Людей, взошедших на борт, никто не считал, но, понятное дело, их было намного больше, чем по расчётной грузоподъёмности судна. Однако капитан корабля вскоре получил ещё один приказ от военного начальства: из Севастополя отправляться в Ялту, чтобы забрать местных партийных сотрудников, а затем — в Балаклаву, за каким-то спецгрузом.

Что это был за «особо ценный» груз достоверно не известно, но отгружали его военные, которых сопровождали работники МВД. По разным данным, во множественных опечатанных ящиках содержалось золото, секретная архивная документация, оружие, музейные ценности и что-то ещё.
Днём 6 ноября теплоход вышел из Севастополя, а ночью 7 ноября прибыл в Ялту. В Ялте корабль также ожидали беженцы, у некоторых из которых имелись билеты. Только вот билетов никто не проверял, началась страшная давка, и мест хватило не всем. Погрузка продолжалась свыше шести часов, но, если бы завершилась до рассвета, шансы спасти большинство людей были бы велики.
Выход же в открытое море столь крупного судна в регионе, где вовсю шли военные действия, да ещё и без какого-либо прикрытия, был верной смертью. По некоторым данным, капитан сперва планировал оставаться в порту Ялты до темноты, но система ПВО в городе была слабой, и судно могли атаковать с воздуха. Поэтому 7 ноября около 8 утра «Армения» отправилась в путь, а через пару часов Ялту заняли немцы.
Споры о том, можно ли считать теплоход «Армения» законной целью для противника, ведутся до сих пор. С одной стороны опознавательные знаки «плавучего госпиталя» у корабля были, с другой — на борту размещались 45-миллиметровые зенитные пушки. К тому же, лица в военной форме на борту также присутствовали. Примечательно, что прикрытием «Армении» служили два сторожевых катера и два истребителя И-153.

Показания немногих выживших отличаются: одни сообщали, что десятки вражеских бомбардировщиков ударили одновременно, другие — что два мощных удара нанёс всего один самолёт-торпедоносец Не-111. По разным данным с корабля спаслись от 8 до 80 человек: официальные же источники долгое время называли цифры в 80—82 человека. Повезло лишь тем, кто успел быстро прыгнуть в воду: повреждённая немцами «Армения» ушла на дно всего за четыре минуты 7 ноября около 11:30 утра.

Эта катастрофа, как и многие другие, была засекречена на долгие годы. Искали «Армению» многие: в поисках, по инициативе Украины, в 2006 году участвовал даже океанограф Роберт Баллард, ранее нашедший останки «Титаника». Более того: точное местонахождение погибшего советского теплохода на глубине в 1500 метров российские исследователи установили лишь в 2020 году используя специализированную глубоководную аппаратуру.
Оказалось, что долгие годы «Армению» искали совершенно не в том районе, где она затонула. Для СССР же гибель этого санитарного судна была катастрофической, ведь погибло на нём не менее 307 человек из высшего и среднего медицинского персонала. Точное число утонувших гражданских не известно до сих пор, а большинство из рассекреченных сведений получены уже после распада СССР от немецкой стороны.
Если было интересно, ставь лайк и подписывайся на мой Телеграм
____________________________
Свежие комментарии