Американцы редко когда могли объяснить действия советских военных. Принято считать, что русские действуют спонтанно, без готового плана, а точнее следуя плану: «по пути разберемся». Хулиганили не только советские летчики, но и подводники. Да так, что в США побаивались этих «чокнутых» подводников. Имелось у советского флота несколько трюков, да таких, что не дай бог преследовать советскую подлодку во время выполнения такого трюка. Благодаря находчивости, смелости и незаурядным решениям советских командиров на 1975 год насчитывалось чуть больше 100… столкновений.
Одним из самых известных (и наводящий ужас на американцев) трюков считается «Сумасшедший Иван» или второе название (уже от наших) «Качающийся маятник».
Дело в том, в советских субмаринах того времени имелась «мертвая зона» - непрослеживаемая зона за кормой. Там где звуковые искажения от работы собственного винта нарушали работу обычного гидролокатора. Именно этот «зашумленный» сектор и не просматривался сонаром. И в «мертвой зоне» старались держаться американские преследователи.
Для того, чтобы заглянуть в «мертвую зону» время от времени советские подлодки совершали неожиданный резкий разворот, который мог достигать 180 градусов. При развороте подлодка могла опуститься на глубину или уйти к поверхности, или остаться на той же глубине. Такой неожиданный маневр грозил столкновением, если «на хвосте» и правда был преследователь.
Американцы засекли закономерность данного трюка, частоту его повторения, но вот предсказать в какую сторону и глубину будет следующий разворот - было невозможно. «Сумасшедший Иван» заставлял сердце ёкать и быстро принимать решения по уходу от столкновения.
Так самой известной историей стало преследование советской субмарины К-108 под командованием Бориса Багдасаряна. Тогда он не мог знать, что ему «на хвост» сел американский Татог (SSN-639) под руководством Бьюла Бандерстона.
Советская субмарина шла своим маршрутом время от времени совершая «Сумасшедшего Ивана». Американец молниеносно реагировал - всплывал, чтобы не быть обнаруженным. После завершения маневра, американец снова возвращался в «мертвую зону». Прятки продолжались до самого утра, пока в очередной раз русские не начали исполнять «Ивана». Но в этот раз все пошло не по накатанной:
Американец очередной раз поднялся, но ему доложили, что русские исчезали с радара. В это время Багдасарян направил подлодку вглубь, где резко развернулся. Так он засек преследователя и снова пошел на глубину и разворот. Через несколько минут произошел удар…
Оказалось, что американец, потеряв цель, пошел в погоню за русскими и непреднамеренно влетел прямо в корму. Не учел, что русские опять «Ивана» включили.
Нам мало известно что творилось на американской подлодке в то время, но известно, что они получили большее повреждение. В это время в советской подлодке потух свет, субмарина резко пошла вниз. У всех уже жизнь перед глазами пролетела и они успели с ней попрощаться. Борису Багдасаряну удалось выравнять подлодку и на одном винте добраться до места базирования.
До своего места базирования добрались и американцы, у которых были повреждения в радиорубке, а стальные листы просто болтались.
Командир американской подлодки так перепугался, что больше никогда не ходил в боевые походы. А спустя некоторое время и вовсе ушел с флота и посвятил себя служению церкви. Видать, острых ощущений на всю жизнь хватило.
А Багдасарян получил строгий выговор и ему отменили обучение в академии. Это не помешало ему в дальнейшем все также командовать подлодкой. Зато Борис получил широкое признание и уважение среди подводников. Даже местной легендой стал.
В последующие годы система обнаружения усовершенствовалась, поэтому необходимость в подобных маневрах отпала. Все и так хорошо видно было.
За счет всяких «Сумасшедших Иванов» врагов в страхе и держим. Чего только от русских не ожидают…
Свежие комментарии