В эту историю сложно поверить. Многие историки считают ее вымыслом. Ни до этого эпизода, ни после него не было случая, чтобы самолет в одиночку потопил авианосец. Но всё же это правда. В статье мы расскажем о дважды Герое Советского Союза генерале-полковнике авиации Тимофее Хрюкине.
Встреча с А5М
Это произошло во время Японо-китайской войны. Советский Союз помогал своим китайским товарищам отражать японские атаки. Тогда летчик, капитан Тимофей Тимофеевич Хрюкин был командиром 12-й скоростной бомбардировочной эскадрильи. К тому времени за его плечами была Испания, а на груди орден Красного Знамени.
Летом 1938 года в один из вылетов капитан на своем бомбардировщике СБ наткнулся на японские истребители И-96, более известные как «Мицубиси» A5M. Они являлись палубными истребителями. Это говорило о том, что в том районе находился японский авианосец. Вскоре это предположение подтвердилось. После обстрела советскими летчиками одного из таких истребителей японский летчик совершил посадку на территории, контролируемой китайцами, и был взят в плен. В ходе его допроса выяснилось, что истребители И-96 базируются на авианосце «Ямато-мару».
«Ямато-мару»
Авианосец «Ямато-мару» ранее был пассажирским лайнером и принадлежал Италии. Лайнер носил имя «Джузеппе Верди». В 1920 году был куплен Японией, где его переоборудовали во вспомогательный авианосец. Пароходу вынесли дымоход к правому борту и надстроили над его корпусом деревянную палубу, которая служила взлётно-посадочной полосой. Корпус авианосца был усилен, а для повышения остойчивости установили булевые наделки. Зенитным вооружением на «Ямато-мару» служили 6 спаренных 13,2-мм пулеметов Гочкиса.
Водоизмещение судна — 9656 тонн.
«31 мая 1923 года вспомогательный авианосец «Ямато-мару» вступил в состав японских сухопутных сил. Его самолеты должны были поддерживать войска императорской армии на театрах военных действий, слабо оборудованных аэродромами. Именно из-за принадлежности корабля армии, а не флоту его не находят в списках японских боевых кораблей, и на этом основании всю историю считают вымыслом», — сообщают «А4 Новости».
Уничтожение «Ямато-мару»
С 14 июня по 28 июля на Янцзы было уничтожено 49 японских кораблей, но авианосец никак не удавалось засечь.
И вот 10 августа, во время боевого вылета Тимофей Хрюкин вместе со своим штурманом Иваном Селивановым обнаружили «Ямато-мару». Капитан Хрюкин такой шанс упускать не хотел и направил свой самолет на вражеский корабль. В три захода советский летчик уничтожил японский авианосец.
«Самолет сбросил последние бомбы и лег на курс. Гибнущий авианосец лежал на боку и походил на громадную черепаху, выползающую из воды. Летчики не видели его последних мгновений», — сообщает издание «Военное обозрение».
Стоит отметить, что такие суда обычно без особого труда выдерживали десятки и бывало даже сотни 350-мм снарядов главного калибра. А тут один советский самолет против эскадрильи японских истребителей.
По прибытию на базу Тимофей Тимофеевич доложил о том, что уничтожил «Ямато-мару». На указанное место отправили советские истребители, которые подтвердили, что неуловимый японский авианосец уничтожен. За эту операцию капитана наградили китайским орденом. А 22 февраля 1939 года Тимофей Тимофеевич был удостоен звания Героя Советского Союза. Вместе с Хрюкиным звание Героя получил флаг-штурман группы бомбардировщиков, капитан Селиванов.
Дважды Герой Советского Союза
К началу Великой Отечественной за Тимофеем Хрюкиным числилось более 100 боевых вылетов. Он участвовал в боях в качестве командующего ВВС на Карельском фронте, в битве за Сталинград, в освобождении Крыма. Конец войны герой встретил в звании генерала-полковника авиации. 19 апреля 1945 года Тимофей Тимофеевич был удостоен второй Красной Звезды за умелое командование воздушной армией, личное мужество и отвагу.
«Высокого роста, с отменной строевой выправкой, Хрюкин впечатлял с первого взгляда. Тонкие сжатые губы, короткая стрижка, брови вразлет, прямой продолговатый нос, открытый лоб. Пронзительные серо-голубые глаза, которые прямо-таки насквозь сверлили собеседника. От него так и веяло непреклонной волей, несгибаемой решимостью», — из книги «Тимофей Хрюкин: подвиг длиною в жизнь».
В возрасте 43 лет, 19 июля 1953 года, Тимофей Тимофеевич скончался, навсегда оставшись в народной памяти самым молодым авиационным генералом. Его именем названы улицы в нескольких городах. А в Ейске установлен памятник.
Свежие комментарии