Наталья Лихопек предлагает Вам запомнить сайт «Неспешный разговор»
Вы хотите запомнить сайт «Неспешный разговор»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Сайт для пенсионеров

Фаина Раневская, великая и ранимая

развернуть

В ее судьбе, творческой биографии так и не случилось главной роли, а в личной жизни - большой взаимной любви. «За талант нужно платить», - любила повторять Фаина Раневская. Сама она заплатила за него своим одиночеством...
Будущая легендарность - Фаина Раневская (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман) была рождена в богатой еврейской семье 27 августа 1896 года.


105063152_3f48c (400x533, 32Kb)Ее родителей, Гирша Хаимовича и Милку Рафаиловну Фельдман, в Таганроге знали и уважали. На их дом на Николаевской улице показывали пальцем: «Вот так хоромы!» Через два года после рождения Фанечки отец выкупил особняк у купца и заново его отстроил, благо средства позволяли. Кроме фабрики красок, мельницы и магазина стройматериалов, в собственности Фельдманов числился пароход «Святой Николай».
Отец был серьезным и очень занятым человеком, мать - отличной хозяйкой. Вот только на детей времени у нее почти не было: четверо сыновей и обе дочери были на попечении гувернанток. Впечатлительной с детства Фанечке не хватало материнской ласки. Страдала она и оттого, что считалась в семье гадким утенком: девочка родилась на редкость некрасивой. Особенно это бросалось в глаза на фоне сестры - красавицы Беллы. Позже, играя в спектакле по пьесе Ибсена, над фразой «Мама, дай мне солнца!» Фаина Раневская неожиданно даже для себя разрыдается. Это был девиз ее сытого, но лишенного любви детства.
Фаина получила классическое для девушки дореволюционной России домашнее образование. Дополнительно занималась в частной театральной студии. Отец воспринял ее увлечение как блажь: таланта актрисы в младшей дочери он не видел. Робкая и застенчивая, девочка к тому же часто заикалась. Однако любовь к театральным подмосткам в биографии Раневской заставила 19-летнюю Фаню впервые в жизни проявить твердость и даже непокорность. Словно чеховская героиня, она бредила столицей, театральным вузом, жизнью московской богемы. Отец пришел от ее идеи в ярость, и тогда на собственные средства Фаня купила билет на поезд - в один конец. На вокзале тайком от отца мать успела сунуть дочери несколько смятых купюр.

Q (255x362, 24Kb)Увы, столица в биографии Раневской не ждала Фаину с распростертыми объятиями, а приговор комиссии в театральном вузе был ужасен: «Некрасивая и неспособная». Но отходных путей не было, и девушка устроилась в Малаховский дачный театр. Сняла комнатку на Большой Никитской, куда частенько заглядывали ее новые знакомые: Марина Цветаева, Анна Ахматова, Макс Волошин, Осип Мандельштам, Владимир Маяковский.
Фаня поступила в частную театральную студию и параллельно играла в массовке, колеся с театром по захолустьям. Но деньги быстро закончились, и из студии пришлось уйти. Актриса, занесенная ныне в десятку лучших в мире, так и не получила театрального образования...
Мать тайком от отца посылала ей деньги. А потом грянула революция, и вся семья Фельдман на собственном пароходе «Святой Николай» покинула Россию. Навсегда. Больше своих близких Фаина не видела никогда.
Нет средств, нет крыши над головой. Кругом все рушится, бунтует, разваливается... Как выжить в такой обстановке? Фаина смирила гордость и обратилась к старинному другу отца, столичному еврею-ростовщику, за финансовой помощью. Но тот отказал: "Дать дочери Фельдмана мало я не могу, много у меня уже нет..." Униженная, Фаина больше никогда и ни у кого ничего не просила. В этот сложный период руку помощи замерзающей и умирающей от голода девушке протянула ее педагог, актриса Павла Вульф. Фаня долгое время жила в ее квартире, и они стали настоящими подругами.

105063180_bcfcc (400x562, 20Kb)В быту Раневской существовать всегда было трудно. Она не умела считать деньги и экономить, хотя была непритязательна в своих требованиях: скромно питалась, занашивала платья до дыр и всю жизнь спала на узкой тахте. Говорят, единственной слабостью актрисы были ароматные ванны, отдыхая в которых, она непременно пила чай из любимой фарфоровой чашки.
Раневская еле сводила концы с концами, но была вынуждена нанять помощницу по дому: готовить и убирать она так и не научилась. Домработницы постоянно ее обкрадывали, а Фаина Георгиевна делала вид, что не замечает этого. Она всегда относилась к вещам не по-женски мудро: «Ну вот, пальто украли, я зря купила к нему новые сапоги...»

За всю свою жизнь Раневская не отложила никакой суммы. Если получала большой гонорар, могла тут же раздать его друзьям, которые просили в долг. Дарить подарки знакомым и даже малознакомым людям было любимым хобби актрисы. Гости, выходившие из ее квартиры, проверяли карманы: хозяйка норовила засунуть в них духи, безделушки, купюры - порой последние.

Но как бы ни было трудно, своему актерскому предназначению Раневская ни разу не изменила. Долгое время она не могла найти «свою» сцену. «Я переспала со многими театрами, но так и не получила удовольствия», -скажет она годы спустя. На смену провинциальным театрам пришли московские: Камерный театр, Центральный театр Красной армии, Театр драмы им. Пушкина, Театр Моссовета. В последнем Раневская прослужила почти 30 лет. Несмотря на это у нее часто случались конфликты с главным режиссером Юрием Завадским, ставшие основой для анекдотов.

Так, однажды на репетиции Завадский заметил:
- Фаина, вы своими выходками сожрали весь мой замысел!
- То-то у меня чувство, как будто дерьма наелась! - донеслось до Завадского бурчание Раневской.
- Вон из театра! - воскликнул разъяренный режиссер. На что актриса парировала:
- Вон из искусства!

105063077_30068593_2b2c431f85d931faeb986d57e76c06a9_879 (300x480, 28Kb)Уже живя в Москве, Фаня стала объектом ухаживаний коллеги по театру. Правда, молодой человек обходился без цветов и конфет, ограничиваясь комплиментами. А однажды сам напросился в гости. Раневская волновалась. Накрыла стол, купила бутылку самого дорогого вина. С утра перемыла всю посуду, полы, вытерла пыль раза четыре. Все-таки в ее девической келье впервые должен был появиться мужчина! Наконец, в назначенный час поклонник явился, но не один. Он пришел с девушкой и с порога бесцеремонно заявил: «Фанечка, душечка, погуляйте где-нибудь пару часиков, а? Мы тут у вас пообщаемся...»
Любовью всей жизни Фаины Раневской стал известный актер Василий Качалов. Биография их знакомства была таковой:
Москва, Столешников переулок. Юная Фаня бесцельно бродила по улицам, как вдруг ее сердце замерло: в стеклянной витрине кондитерской она увидела Его - своего кумира, лучшего актера на свете, статного бородатого красавца Василия Качалова. Фанечка хотела подойти и познакомиться, но природная скромность и воспитание не позволяли ей этого сделать. Не кинется же она к нему в объятия, как какая-то влюбленная девчонка! А действовать нужно было быстро - момент может быть упущен. И Раневская не придумала ничего лучше, как упасть ему в ноги - в прямом смысле этого слова.
Фаина переусердствовала: падая, ударилась головой о мостовую. Очнулась уже в кондитерской. Она лежала на полу, а голова ее покоилась на коленях перепуганного кумира. Сама не своя от счастья, Фаня снова лишилась чувств. С такого необычного знакомства и началась их дружба.
Конечно, поначалу влюбленной Раневской было непросто наблюдать за интрижками Качалова: он был женат, но часто позволял себе романы на стороне. Фаина прекрасно осознавала, что в число его красоток-любовниц она никогда не войдет. С годами ей стало легче. Она поняла, что интрижки - это ненадолго, а дружба - навсегда. В своем дневнике она напишет: «В своей жизни-биографии я любила только двоих. Первым был Качалов. Второго не помню...»
В личной жизни женского счастья актриса Раневская так и не обрела. Она никогда не была замужем, не родила детей. С мужчинами всегда предпочитала только дружить. Представители сильного пола либо были чрезвычайно глупы, либо очень умны и понимали, что до уровня Фаины Георгиевны им еще нужно дорасти. Как-то, в послереволюционные годы, один красноармеец из числа зрителей прислал ей записку с приглашением на свидание. Полное орфографических ошибок послание заканчивалось так: «...и попробуй только не прийтить!» Уже будучи в преклонном возрасте, актриса шутила, что нужно было сохранить ту записку: «Все-таки не так часто меня приглашали на свидание!»
О личной жизни Раневской практически ничего не известно. Может, потому, что ее на самом деле просто не было, а все время занимала работа.
Дебют Фаины Раневской в кино состоялся поздно: в 38 лет. Она сыграла госпожу Луазо в немом фильме Михаила Ромма «Пышка» по новелле Ги де Мопассана. На съемках экономили на всем, в том числе отоплении: в промерзших павильонах актеры еле двигались от холода. После такого дебюта Раневская дала себе слово, что больше никогда не будет сниматься. К счастью для нас, она его не сдержала. Ее фильмография удивительно коротка: меньше трех десятков фильмов. Но зрителю запоминается каждый эпизод с участием актрисы.

Однажды уже пожилая Раневская прогуливалась по бульвару со знакомым молодым человеком. Остановилась, чтобы закурить папиросу. Рядом оказалась тумба с афишей нового фильма. Юноша спросил:
- Фаина Георгиевна, вас все любят и уважают. Вы снялись в популярных фильмах. Почему же на афише никогда не печатают ваше имя?
- Отчего же, дорогуша? На каждой афише упоминается обо мне. Вот, видите, написано: «и другие».
В чувстве юмора, порой переходившем в самоиронию, а иногда - в злословие, актрисе отказать было сложно. Многие ее фразы переродились в цитаты и анекдоты и до сих пор живут своей, отдельной жизнью. Знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня!» из фильма «Подкидыш» придумала Раневская. Но сама злилась, если ее называли Мулей. Когда Брежнев, вручая ей очередную награду, произнес это имя, Раневская прямо на сцене Кремля погрозила ему пальцем: «Так меня называют только хулиганы!»
Раневская стала лауреатом Сталинских премий, обладала множеством других орденов и наград. Ах, если бы они могли согреть холодными ночами или поддержать разговор бесконечным вечером!.. «Будь он проклят, этот талант, сделавший меня одинокой», - писала она о своей биографии. Судьба отмерила Фаине Георгиевне долгую жизнь: целых 87 лет. Она пережила всех своих друзей и в последние годы очень страдала от одиночества.
«Мальчик! Мальчик!» - пожилая женщина, ковыляя на больных ногах, пыталась бежать по скользкому тротуару. Никто не узнал в ней ни Ляли из «Подкидыша», ни экономки из «Весны», ни мачехи из «Золушки». Она обращалась к старому псу, сорвавшемуся с поводка. Точно так же, много лет назад, Раневская кричала: «Мальчик мой!» - вслед уезжающей карете Станиславского. Она так разволновалась, что забыла его имя, хотела сказать, как восхищается его работой. Но режиссер принял ее за сумасшедшую и велел кучеру поскорее трогать.
В память об этом эпизоде в ее биографии Фаина Георгиевна назвала Мальчиком облезлую, с перебитой лапой дворнягу, которую подобрала у подъезда, вылечила и откормила. Наконец-то она могла о ком-то заботиться! Мальчик быстро освоился и обнаглел. Ему доставались лучшие куски, он спал на хозяйском диване, портил редкие книги из библиотеки. На все эти безобразия Фаина Георгиевна смотрела с умилением: «Не нарадуюсь, как он спит, как ему хорошо у меня...»
При всем своем ужасном характере Мальчик любил хозяйку беззаветно - единственный во всем мире. После смерти Раневской от инфаркта в 1984 году Мальчика забрала к себе соседка. Все шесть лет, до самой своей смерти, верный пес приходил к бывшей квартире актрисы и подолгу смотрел на закрывшуюся навсегда дверь.

Автор биографии: Марина Соболева

art…faina-ranevskaya-biografiya…

1200x630bb (630x630, 123Kb)

Фаина Георгиевна Раневская - известная и популярная советская актриса театра и кино. Сегодня многие критики и журналисты считают её одной из величайших русских актрис XX века. На её счету около 30 фильмов и бесчисленное количество спектаклей. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила её в список десяти самых выдающихся актрис XX века. Но есть и ещё одна отличительная черта, по которой актрису запомнили миллионы - это изречения, цитаты и афоризмы Раневской. Они мгновенно стали крылатыми и разошлись по всей стране и за её пределами. И даже спустя многие годы после годы, после того как её не стало, эти слова не теряют своей актуальности! Их больше сотни:

1. Я не умею выражать сильных чувств, хотя могу сильно выражаться.
2. Семья заменяет всё. Поэтому, прежде чем её завести, стоит подумать, что тебе важнее: всё или семья.
3. Моя любимая болезнь — чесотка: почесался и ещё хочется. А самая ненавистная — геморрой: ни себе посмотреть, ни людям показать.
4. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
5. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
6. Отпускайте идиотов и клоунов из своей жизни. Цирк должен гастролировать.
7. Спутник славы — одиночество.
8. Стареть скучно, но это единственный способ жить долго.
9. Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа.
10. Понятна мысль моя неглубокая?
11. Уясните раз и навсегда, что характер вашей женщины — это отражение вашего к ней отношения. Для непонятливых: это не она стерва, это ты мудачьё.
12. Талант — как бородавка — либо он есть, либо его нет.
13. Что за мир? Сколько идиотов вокруг, как весело от них!
14. Мне всегда было непонятно — люди стыдятся бедности и не стыдятся богатства.
15. Бог создал женщин красивыми, чтобы их могли любить мужчины, и — глупыми, чтобы они могли любить мужчин.
16. Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.
17. Похоже, что Бог любит страдальцев. Вы когда-нибудь видели счастливого гения? Нет, каждого трепала жизнь, как травинку на ветру. Счастье — понятие для средних во всех отношениях граждан, и справедливости тут нет никакой.
18. Одиночество как состояние — не поддаётся лечению.
19. Животных, которых мало, занесли в Красную книгу, а которых много — в Книгу о вкусной и здоровой пище.
20. В моей старой голове две, от силы три мысли, но они временами поднимают такую возню, что кажется, их тысячи.
21. Научиться быть артистом нельзя. Можно развить своё дарование, научиться говорить, изъясняться, но потрясать — нет. Для этого надо родиться с природой актёра.
22. Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.
33. Успех – единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.

2210902849 (600x408, 55Kb)

24. Встречается такая любовь, что лучше ее сразу заменить расстрелом.
25. Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.
26. Я говорила долго и неубедительно, как будто говорила о дружбе народов.
27. Женщины — это не слабый пол, слабый пол — это гнилые доски.
28. Для актрисы не существует никаких нeyдoбcтв, если это нyжно для рoли.
29. Орфографические ошибки в письме — как клоп на белой блузке.
30. Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть.
31. Мысли тянутся к началу жизни — значит, жизнь подходит к концу.
32. Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.
33. Сейчас долго смотрела фото — глаза собаки удивительно человечны. Люблю их, умны они и добры, но люди делают их злыми.
34. Бог мой, как я стара — я еще помню порядочных людей!
35. Я не признаю слова «играть». Играть можно в карты, на скачках, в шашки. На сцене жить нужно.
36. Все приятное в этом мире либо вредно, либо аморально, либо ведет к ожирению. 37. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на диеты, жадных мужчин и плохое настроение.
38. Главное — живой жизнью жить, а не по закоулкам памяти шарить.
39. Я вас ненавижу. Куда бы я ни пришла, все оглядываются и говорят: «Смотри, это Муля, не нервируй меня, идёт».
40. Нет толстых женщин, есть маленькая одежда.
41. Или я старею и глупею, или нынешняя молодёжь ни на что не похожа! Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чём они спрашивают.
42. Не лажу с бытом! Деньги мешают мне и когда их нет, и когда они есть.
43. Получаю письма: «Помогите стать актером». Отвечаю: «Бог поможет!».
44. Старость — это время, когда свечи на именинном пироге обходятся дороже самого пирога, а половина мочи идёт на анализы.
45. Есть люди, в которых живет Бог; есть люди, в которых живет Дьявол; а есть люди, в которых живут только глисты.
46. Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?
47. Я себя чувствую, но плохо.
48. Здоровье — это когда у вас каждый день болит в другом месте.
49. Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности.
50. Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам сказать,что сегодня актеры играли как никогда.
51. Проклятый девятнадцатый век, проклятое воспитание: не могу стоять, когда мужчины сидят.
52. Старость, это когда беспокоят не плохие сны, а плохая действительность.
53. Лучше быть хорошим человеком, «ругающимся матом», чем тихой, воспитанной тварью.
54. В театре меня любили талантливые, бездарные ненавидели, шавки кусали и рвали на части.
55. Всё сбудется, стоит только расхотеть...
56. Старость — это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирман — и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!


Источник →

Опубликовано 28.12.2017 в 06:02

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Мила Тверская
Мила Тверская 28 декабря 17, в 20:55 Класс... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 1