Они популярнее поп-звёзд и политиков. Их фото набирают миллионы лайков в Сети. Они рядом с нами всю жизнь. Животные. Почему мы так сильно их любим? Оказывается, учёные нашли ответы даже на этот непростой вопрос.
Теория подражания
«Результаты подражания доставляют нам удовольствие», — писал Аристотель в трактате «Поэтика».
Согласно его теории, в любом явлении нас привлекает прежде всего что-либо знакомое, узнаваемое, сходное собственному «я».Не зря самые сильные эмоции вызывает фауна, поступки которой аналогичны нашим. Ужимки мартышки у зеркала; морские выдры, во сне держащие друг друга, чтобы не унесло течением; львица, отчаянно защищающая детёнышей. В бесчисленных сказках и мультиках зверята говорят на человеческом языке, носят одежду, преодолевают такие же социальные проблемы. В цирке четвероногих научат прежде всего копировать те ли иные действия homo sapiens: ходить на задних лапах, считать, ездить на велосипеде. Получается, в братьях меньших мы находим и любим собственное отражение.
Сублимация
Данная гипотеза отчасти противоречит предыдущей. Благодаря животным человек восполняет то, чем не располагает в реальной жизни. А не хватает нам — одиноким жителям мегаполисов — прежде всего связей с природой, искренней любви и надёжных друзей. Домашние питомцы (то есть живущие в доме на правах члена семьи, а не выполняющие какую-либо утилитарную функцию, наподобие тяглового или мясо-молочного скота) — феномен именно современной городской культуры. Напротив, крестьянин, как правило, смотрит на обитателей хлева сугубо утилитарно, как на источник ресурсов — дойную корову, курицу-несушку.
А теперь подумайте, много ли в современном высокоурбанизованном обществе таких примеров любви и верности, как японский акита-ину Хатико, девять лет на одном и том же месте ждавший возвращения умершего хозяина? Или может ли представитель нынешнего «офисного планктона» ощутить свою значимость иначе, как даруя пищу и радость полностью зависящему от него коту или псу?
Таким образом, любовь к животным — это сублимация (проявление) наших собственных комплексов и нереализованных амбиций. Например, многие очевидцы указывали, что члены полярных экспедиций, суровые и отнюдь не сентиментальные мужчины, с подлинной нежностью относились к собакам из своего арктического лагеря, получая таким образом необходимую в тяжёлых условиях Севера эмоциональную разрядку.
Рудименты анималистических верований
«Племена разделены на тотемные кланы, на каждом из которых лежит ответственность за размножение своего тотема с помощью магических обрядов. Большинство тотемов — это употребляемые в пищу животные и растения». Джеймс Фрезер. «Золотая ветвь».
У первобытных людей каждый род возводил своё происхождение к тому или иному животному (причём не в символическом, а в буквальным смысле). На собственный тотем нельзя было охотиться; астральный зверь-первопредок мог помочь в беде. Отголоски анимализма остались и в христианстве — например, библейский Святой Дух являлся в виде голубя.
Так что обожание питомцев, у некоторых перерастающее в слепое поклонение, можно считать рудиментом древних культов природы, сохраняющихся в нашем обществе вместе со многими другими языческими поверьями. «Хозяин кормит меня потому, что я — бог», как говорится в известном анекдоте про кошек.
Собственно, животные, словно вестники божества, могут предупреждать о жизни или смерти и в век точных наук. В начале XX века первые подводники, бывало, брали на борт клетку с белыми мышами: если те плохо себя чувствовали, значит, воздух на субмарине сильно загрязнён и скоро станет не пригодным и для экипажа. Да и в наши дни моряки заводят судового кота и кормят его лучшими кусками именно как одушевлённого талисмана, призванного отвести напасти.
Архетип коллективного бессознательного
Карл Густав Юнг полагал, что наша психика во многом определяется коллективным бессознательным — обобщённым результатом многовекового культурно-исторического опыта человечества в целом.
Из этой теории следует, что каждый индивидуум в своей жизни на символическом уровне неосознанно повторяет развитие всей цивилизации. Важнейшим этапом становления которой стало приручение животных. Поэтому, заводя четвероногое или пернатое, мы на самом деле воспроизводим важнейший исторический опыт из прапамяти человечества.
Притягательный образ
Продолжая идеи Юнга, структурной составляющей коллективного бессознательного выступает архетип. А одним из наиболее сильных визуальных образов, вызывающих положительный отклик у любого нормального человека, является образ ребёнка, младенца, при взгляде на которого подсознательно срабатывает материнский или отцовский инстинкт.
Теперь вспомним звёзд интернета — кошек, енотов, коал, медведей… Что их объединяет? Правильно, пропорции тела, напоминающие дитя человеческое: крупная округлая голова с большими глазами, короткие толстые ножки, небольшие пальцы… Теперь понимаете, почему картинки со щенятами набирают гораздо больше лайков, чем фото белых акул?
Токсоплазмоз?
Испытываете восторг при виде кошек? Хотите погладить и взять на руки каждую встречную мурку? Возможно, вам стоит обратиться к врачу. По крайней мере, так считают некоторые учёные-паразитологи.
Токсоплазмоз — заболевание, вызываемое бактериями, переносчиками которых являются дикие и домашние кошки. При контакте с ними кровепаразитов может подхватить и человек. Причём, согласно исследованиям учёных из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, заражённые токсоплазмозом люди высказывают желание завести пушистого питомца гораздо чаще, нежели здоровые. У больных мышей в ходе экспериментов пропадал страх перед кошкой; многие грызуны начинали целенаправленно искать места обитания злейшего врага. Иными словами, тяга к усатым и хвостатым может быть результатом инфицирования мозга…
Тень хозяина
И всё-таки: почему мы любим собак и кошек? Этим вопросом всерьёз заняты учёные. Так, совместное исследование фелинологов из Токийского университета и Университета Южной Флориды показало, что взрослые коты безошибочно отличают тембр хозяина от голоса других людей, даже если источники звуков находятся вне поля зрения.
Специалисты из Университета Вашингтона в Сент-Луисе секвестировали геномы одной из древнейших пород кошек — абиссинской, сравнив её ДНК с другими млекопитающими — как дикими, так и домашними. В итоге было выявлено повышенное количество генов, отвечающих за нервные клетки, регулирующие смирность и послушность кошастых.
Зоопсихологи из Калифорнийского университета в Сан-Диего провели эксперимент: владельцы псов в присутствии питомцев демонстративно ласкали плюшевые игрушки в виде собак — и четвероногие испытывали самую настоящую ревность, всячески пытаясь вернуть внимание хозяев.
Так что, возможно, одна из причин трепетного отношения к животным — их способность переживать такие же сложные и противоречивые чувства, какие испытываем и мы. А искренняя привязанность к бессловесным братьям — одна из немногих радостей, доступных каждому.
Эдвард Чесноков
Свежие комментарии