Накануне фестиваля «Покровский собор» организаторы поделились с журналистами своими мыслями о состоянии авторской песни в России, сделав особый акцент на том, как она изменилась за последние два года.
Бардовская песня появилась в Советском Союзе в середине прошлого века. Авторы будто исповедовались в них, писали о трудностях судьбы, о любви и одиночестве. Их поэтические строки часто сопровождала тревожная музыка. Они собирались группами, и именно тогда появилось понятие «квартирник» – домашней тусовки. В атмосфере дружеской компании они делились друг с другом своими мыслями и настроениями. Поклонников у авторской песни изначально было море, это благодаря им появился походный вариант – песни у костра в лесу. Авторскую песню даже стали называть туристической.
Со временем творчество бардов пользовалось всё большим спросом, песни их становились саундтреками к популярным фильмам («Белое солнце пустыни», «Ирония судьбы», «Москва слезам не верит»…), тогда и стали появляться фестивали и конкурсы. Всероссийский патриотический фестиваль авторской песни «Покровский собор» – из их числа.
Исторический абрис авторской песни на встрече сделал худрук фестиваля Алексей Витаков, напомнив, что именно из песни, со времён Гомера, появилось, художественное пространство, и с тех пор песня свидетельствует о подлинности мира и человека. «И, если говорить о миссии, – заметил худрук, – то задача любого песенного фестиваля в сохранении национальной идентичности, потому что именно песня – духовное зеркало народа». И добавил: «А если говорить об авторской песне как поэтическом явлении, может только радовать то, какой большой интерес проявляет к ней публика». На конкурс, только на авторскую песню, пришло более тысячи заявок, а если учесть номинацию «поэзия», то всего более двух тысяч из 80 регионов и нескольких стран, среди которых Беларусь, Канада, Германия, Израиль. Организаторы отмечали, что подключилось много молодёжи, на фестивале отдельно провели детско-юношеский конкурс. Впредь планируют вообще обходиться без взрослого состязания, и фестиваль назовут – «Покровский собор – детям».
Витаков поделился детским воспоминанием: «До перестройки наблюдался колоссальный интерес к авторской песни, именно тогда я, 13-летний, услышал песню Владимира Ланцберга про святого Антония («Блажен святой Антоний, я завидую ему»). И пошёл в библиотеку узнать, кто это такой. Оказалось, что это был человек, организовавший монашеское движение, и как же его искушали все эти монстры!.. Понимаете, я услышал эту историю от барда, с этого и началось моё увлечение авторской песней».
Председатель жюри фестиваля Александр Мирзаян, вице-президент Ассоциации бардов и теоретик авторской песни напомнил, что мы живём в стране поэтов, и привёл удивительный факт: накануне 1917 года в России, где 80 % населения не умели читать и писать, насчитывалось 400 тысяч печатающихся поэтов!
Новая общность в России строилась с помощью советской песни, но та песня проходила по разряду идеологии. Поэтому мы должны понимать, что наша песня – это наша вера, как говорили Ильин, Достоевский, Розанов, Солженицын. У Солженицына, кстати, есть замечательная фраза на этот счёт: "Запаляет песня сердце ярее всяких уговоров". Вот с чем мы имеем дело».
Мирзаян напомнил старинный русский псалом, в котором звучит вопрос – как Господь строил мир? Ответ гласит: «Глаголями и пениями». А как создавал человека? – «Глаголями и пениями». Привёл и ответ Ломоносова на вопрос, что есть песня и поэзия: «Орган Богов живой».
Создатели авторской песни – поэты, композиторы, актёры – были немногословны, но их откровения особо ценны. «Сочинения бардов – это всегда исповедальность, душевность, искренность, – сказал Член жюри фестиваля, поэт-песенник Александр Шаганов, автор знаменитого «Коня» и других хитов группы «Любэ», – внутренние откровения, чего, к сожалению, нет в современной эстраде под названием шоу-бизнес».
Негласный закон искусства требует: развлекая, поучай, а лозунг сегодняшней эстрады – развлекая, зарабатывай деньги. Ощущение такое, что сегодня не сцена для зрителя, а зритель для сцены, но нельзя вводить людей в заблуждение, торгуя воздухом. Исполнителям важно привести в баланс своё сердце и возможность воплотить себя на сцене. В бардовской песне, в большинстве своём, это присутствует, и у молодых артистов всегда есть возможность обратиться к бардам прежних лет. На «Покровском соборе» в особенности».
«Более полувека наблюдаю за нашей эстрадой и глубоко озабочен тем, что выходит на массового зрителя, – сказал депутат Госдумы, народный артист России, специальный гость фестиваля Дмитрий Певцов. – Чаще всего в этом нет ни мысли, ни души, ни любви, в том числе к Родине, и всё, действительно, замешано на желании "заработать бабла". Авторская песня – то прекрасное исключение, которое несёт свет и надежду. Это некоммерческое создание, поэтому и участвую в этом движении. Рад, что фестиваль становится международным».
Поэт, актёр, худрук Музея Сергея Есенина в Москве, член Совета при Президенте РФ по реализации госполитики в сфере поддержки русского языка и языков народов РФ Владислав Маленко пообщался с участниками по видеосвязи. Припомнил знаменитые кадры, когда в Политехническом весь зал стоял, взявшись за руки, в их числе Николай Губенко, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, а через какое-то время всё развалилось. Но сегодня у нас есть «Покровский собор» – под присмотром хороших капитанов. Поэтому есть надежда, что вместе всё-таки совершим эту сборку. Время настало рубежное. На эстраде нужны артисты, которые покончат с «русским сквозняком» и вместе со всей страной выберутся из кювета. Такие у меня упования, и я серьёзно включён в это дело». А член жюри фестиваля, композитор Вячеслав Малежик по видеосвязи пожелал всем «одержать победу над собой!»
К «Покровскому собору» подготовились основательно. Директор, продюсер Станислав Селиванов назвал его многофункциональным фестивалем – с огромной ярмаркой товаров со всей страны. Изделия предлагались и ручной работы, и производственной.
Свои выставки привезли участники из Владимирской области, из Республики Коми, среди лидеров, как всегда, была команда из Беларуси. Белорусы приехали с образцами традиционных ремёсел и культурными программами. Зал «Беларусь», где играли белорусские музыканты и выступал танцевально-вокальный народный коллектив «Русь», был одним из самых популярных.
«Театральный зал» привечал театралов, «Кинозал» – киноманов. Особенно популярен был киноальманах «Вслух», где нон-стопом шли короткометражки, от 5 до 7 минут. Снимали на киностудии «Артос» под руководством Дмитрия Певцова. «Это истории о том, о чём думаем, но не говорим, – пояснил Певцов, – отсюда и название – "Вслух". Касаемся проблем семьи, воспитания, образования, наших партнёров и, конечно, СВО. Работы присылают и с линии фронта, некоторые из них становятся полноценными фильмами. У альманаха серьёзная аудитория на платформах, есть и молодёжное отделение».
Дмитрий Анатольевич, конечно же, пригласил всех на концерт группы «Певцовъ-оркестр», на котором планировали петь Высоцкого. «Имя, значимое для нашей культуры, – сказал артист. – Человек уделял много времени слову, он говорил, что если на одну чашу весов положить его роли в театре и в кино, гастроли и концерты, а на другую стихи, перевесит вторая. Высоцкий был великим поэтом, и считаю нашим долгом доносить его поэзию до людей. А стихи его абсолютно современны, и, как правильно прозвучало здесь, Высоцкий писал для узкого круга друзей: "Не единою буквой не лгу». Именно поэтому он был так любим народом, ничего подобного не знаю. Ему повезло родиться в магнитофонную эпоху, и его искренность попадала в сердца людей».
Во всех залах на фестивале звучали песни. Алексея Витакова повсюду спрашивали, какими качествами надо обладать, чтобы писать авторские песни. «Это особый жанр, – пояснял худрук, – как короткое кино или спектакль. Ты должен создать образ, как говорится, "на короткой дистанции", а захватить сердца слушателей непросто, надо обладать недюжинными поэтическими способностями. Надо уметь найти точные слова, неслучайно этот вид искусства называют "Покровским собором"».
Продюсер, сценарист кино и телевидения Илья Бачурин, которому больше года довелось провести на новых территориях, отметил, что с 2022 года мы живём в новом мире, который требует новой культуры. Бардовской песней живут и дышат те, кто сегодня защищает родину, это самый актуальный жанр для бойцов.
И тем, что фестиваль донесёт до своей аудитории искру этой мощи жизни, сказал Бачурин, будет сделано огромное дело. Он поделился впечатлениями от поездок по новым регионам. Вспомнил парнишку двадцати двух лет, который пел под гитару важные по смыслу песни, но не считал себя бардом,а также нескольких военнослужащих с песнями про их жизнь на фронте. «Новые смыслы приходят оттуда, – сказал Бачурин, – уверен, придёт и новая музыка, её создадут те, кто прошёл через все испытания. И непременно появится то, чего нам не хватало, потому что есть люди, которые отдадут новым песням свою чистую энергию, надо просто немного подождать».
Большим событием на фестивале стала презентация Национальной премии «Слово», учрежденной в прошлом году. Маститые писатели встретились с поющими молодыми поэтами. Лауреатов прошлых лет, наряду с мэтрами, пригласили в жюри. Ведущей детского конкурса стала 15-летняя Алиса Сутормина, лауреат прошлогоднего взрослого конкурса.
Подводя итог встречи, Станислав Селиванов сказал: «Современная бардовская песня многогранна – от почти блюза до почти рока. И устраивая фестиваль, мы хотим удивиться и открыть для себя новых музыкантов, не менее важно, чтобы и музыканты со зрителями сделали бы то же самое».
В финале, по традиции, выходят восемь исполнителей, начинаются поединки, которые идут до того момента, пока не определится победитель, на долю которого выпадет вся слава, признание коллег по ремеслу и любовь зрителей. Песни победителей прошлогоднего детского конкурса звучат в фильмах киноальманаха «Вслух», а произведения победителей поэтического конкурса публикуются в книгах, а также на российском литературном портале «Стихи.ру». В 2025 году фестиваль выиграл грант на бардовскую экспедицию для молодых «Быстрый старт»: победителям повезёт побывать на лучших фестивалях страны.
Свежие комментарии