На днях Андрей Норкин спросил у журналиста из Италии - действительно ли европейцы боятся, что мы на них нападем, Везувий взорвем...
И сделают это те самые русские, которые недавно приезжали к ним на курорты, тусовались и братались.
- Во-первых, что значит "европейцы"? - сразу заулыбался гость в студии. - Вы справедливо ограничили свой вопрос Италией. Потому что европеец европейцу рознь.

Журналист и переводчик Марк Бернардини (Италия) видит, к примеру, что многие поляки готовы с нами воевать, даже не отдавая себе отчет в том, каковы будут последствия.
- Что-то я так много воинствующих итальянцев не вижу, честно говоря.

Самое лояльное отношение к русским сейчас в плане выдачи виз, к большому удивлению Норкина, не у самых дружеских стран - Испании, Франции, Италии. И туда сейчас больше всего едет туристов из России.
- Потому что третий год чувствуют, что без русских денег нет, - сказал Иван Трушкин.
Андрей Норкин:
- А как же ядерная бомба?
Марк Бернардини:
- А как же деньги? Очень важный момент, - и журналист снова заулыбался. - Это как раз те страны (плюс еще Греция), которые исторически всегда жили на туризме. А с тех пор, как нету Советского Союза российский туризм был всегда очень важной статьей - именно в государственном бюджете. Правители могут говорить всё, что угодно. Более того, если спросить у любого рядового итальянца, что он думает - пойдет ли Россия войной? - может, он скажет: "Да". - "А ты готов идти воевать против России?" - "Конечно, нет! Мне нечем платить за электричество, за газ, мне нечем платить за аренду квартиры... За школу, за здравоохранение..." И так далее. "Наша хата с краю". Понимаете, это никто не отменял как принцип.

Чуть позже Марк сделал "коротенькое уточнение по поводу советского туризма".
Здесь-то и прозвучало слово, которое не отпускает меня который день.
Моей первой капиталистической страной была Греция - 1986 год. Италия чуть позже, но, кажется, тоже в "советский период".
Марк глубоко погружен в тему, поскольку в те годы он сам, лично, этим туризмом занимался.
- Всю первую половину 80-х я сопровождал группы советских туристов, которые прибывали с круизами и так далее - туристов, у которых за душой ни копейки не было. Им выдавали какое-то минимальное количество валюты, так они даже с собой специально привозили колбасу, икру... И на них смотрели как на каких-то папуасов. А вот то, что было за последние 30 лет - извините, приезжал совсем другой турист...
У меня при слове "папуасы" сделалось такое же лицо, как у Норкина.

Я вспомнила, как в афинской лавке, где просила скидку у ушлой гречанки, потому что на платье себе, любимой, мне хватало, а на кофточку сестре уже нет, отдала банку настоящей черной икры. И искренне думала, что совершила удачную сделку.
Голимая синтетика с Черкизовского рынка - если смотреть на те вещички из сегодняшнего дня. И - не маленькая банка черной икры из новогоднего заказа. Всего лишь за крошечную скидку. (Меняла, правда, из меня совсем никакой). Кстати, валюту мы покупали. В соцстрану можно было поменять приличную сумму, а в капстрану раз в десять меньше. Еда, отель, экскурсии и транспорт были включены в стоимость путевки.
Я ждала реакции публики в студии на "папуасов".
Отреагировал сидевший рядом Максим Юсин. Он повернулся к Марку и сказал:
- Не надо папуасов обижать, а то уподобишься Байдену.

- Да, это ты прав, - согласился Бернардини. - Приезжали совсем другие туристы, совсем с другими деньгами. И которые очень влияли - еще раз повторяю - на весь итальянский бизнес.
Он начал загибать пальцы:
- Потому что это гостиничный бизнес, ресторанный бизнес. Это все магазины моды - причем самого высокого уровня...

Потом он в свою очередь повернулся к Юсину и поставил жирную точку:
- На нас все равно смотрят как на папуасов. Но с деньгами. А когда речь идет о деньгах, то, знаете, никто воевать не хочет.
Не успела я задохнуться от возмущения, как Норкин примирительно сказал:
- Чтобы не было никакого дипломатического скандала: папуасы - хорошие, а папуасы с деньгами еще лучше.
****
Вы знаете - я безродный космополит. Никогда не делю людей ни по национальности, ни по стране проживания (родителей и место, где родился, не мы выбираем). Для меня есть только два вида людей - плохие и хорошие.
Но я всегда помню и помнила, чем может быть вызвана улыбка принимающей стороны в любой стране мира.
И еще - фразу своего коллеги по редакции, очень успешного, образованного человека, большого профессионала, который мог сделать в 90-е обалденную карьеру в США, но вернулся домой. И мы с ним почти в унисон сказали друг другу (мои полтора года за границей были тоже позади):
- Все мы для них индейцы.
Свежие комментарии