На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 187 подписчиков

Свежие комментарии

  • Россиянин
    Алексанр, конечно внутрь черепа не заглянешь. Но этот контингент обязательно себя проявит. Потому что, нутро  гнилое....Университет отчис...
  • Россиянин
    НА РАБОТУ НЕ БРАТЬ!!! НИКОМУ. Ну разве что мыть туалеты на вокзалах. Народу много, **** тоже много. Так что убирать н...Университет отчис...
  • Игорь Петров
    Два тезиса Алекса...

Язычество и христианство. Как праздновали Рождество Христово в Средневековой Европе?

В XI веке при исполнении гимна «Поклон пастырей» происходила своеобразная мистерия, которая позже стала называться «вертепом». Постановка начиналась с того, как пастыри увидели Вифлеемскую звезду и, следуя за ней, отправились на поиски младенца Христа.

Рафаэль Санти, «Поклонение волхвов», фреска, 1519 г.Фото: artchive.ru

Когда они прибыли в Вифлеем и отыскали место рождения Спасителя мира, то поклонились Богородице и новорожденному младенцу Христу, поднося ему дары.

Древнее библейское сказание повествует о том, что Пречистая Дева Мария родила от Духа Святого. Рождение ею младенца Христа предрек ей Ангел, который и предупредил Марию о коварных замыслах царя Иудеи Ирода. Ирод был наместником Рима в Иудее, и, прослышав о рождении нового царя мира Иисуса Христа, он приказал убить всех новорожденных младенцев мужского пола в Иудее.

Предупреждённая Ангелом Мария и её муж Иосиф в это время были уже в Вифлееме, на родине Богородицы. Мария и Иосиф были бедны, им нечем было расплатиться за ночлег — в какой бы дом ни стучались странники, им не давали приюта. Так случилось, что бедная Мария разрешилась от бремени в хлеву…

Рембрандт Харменс ван Рейн, «Поклонение волхвов», 1632 г. Фото:

В христианстве ночь перед Рождеством названа Сочельник. В эту ночь праведные христиане ставят зажжённую свечу на подоконник, как бы приглашая Богородицу зайти на огонёк. Традиция ставить свечу на окно связана ещё с одним историческим фактом: в эпоху разгула инквизиции в любой момент, даже по навету соседа, человека могли посчитать еретиком. Чувствуя опасность для своей жизни и не желая умереть без покаяния, такой человек ставил свечу на окно, как бы давая знак священнику, чтобы тот пришёл и отслужил по нему мессу.

Уже в середине XIII века в Европе стали возникать корпорации, участники которых занимались организацией рождественских вертепов, священники только наблюдали за правильностью проведения действа. Персонажами Рождественского вертепа были пастыри и дети, изображающие Божье воинство. Во время обряда дети стояли в различных частях храма, пели гимн. В тот же момент женщины, изображавшие каноников, отдёргивали занавес и показывали статую Девы Марии, возле которой на мраморной плите были установлены ясли — именно там на свет должен появиться Иисус Христос.

В средневековой Испании в эпоху инквизиции добавились ещё два персонажа вертепа — царь Ирод и невинно убитые младенцы. Сделано это было для большего устрашения грешников и служило ещё одним способом пресечения ереси.

Народные традиции празднования Рождества Христова были, конечно, менее торжественны, но это никак не умаляло народной выдумки. На Рождество в средневековой Европе было принято украшать свои дома ветками вечнозелёного дерева ели. Эта традиция пришла в Европу из Древнего Рима, где ветками лавра украшали свои дома, таким образом как бы желая этому дому и его домочадцам мира, богатства и достатка.

Такое растение, как омела, также было в почёте у древних римлян, она была символом мира. С древних времён было заведено такое правило: если враги встречались под сенью этого вечнозелёного кустарника, то они обязаны были пожать друг другу руки, сложить оружие и заключить перемирие.

Народные традиции подразумевали под собой ещё одно своеобразное действо: на Сретенье хозяин дома шёл в лес, где выбирал самое старое полено и приносил его домой. Всё лето это полено тщательно высушивалось на солнце, а в Рождественский Сочельник его сжигали в очаге вместе с прошлогодними углями — в народе считалось, что вместе с этим символом сгорали все беды и горести прошлого года.

Женщины тоже не были в стороне от приготовления к празднику: они готовили постные кушанья, так как Сочельник приходился на пост. Главным блюдом Рождественского стола было сочиво, это блюдо готовилось из зерна — символа будущего урожая, и меда — символа солнца и достатка.

Автор: Татьяна Суворова
Источник: https://shkolazhizni.ru/culture/articles/93158/
© Shkolazhizni.ru

Картина дня

наверх