Пока на Западе клеят электромобили из китайских микросхем, Россия вспоминает забытые технологии, которые когда-то покоряли стратосферу. Именитые научные институты и объединения страны заявляют: будущее грузоперевозок — не в бeспилoтниках-мухах, а в дирижаблях, способных доставить 60 тонн груза туда, где вертолёты пасуют, а самолёты просят взятку за посадку. Но не слишком ли это амбициозно для страны, которую пытаются «изолировать»?
От экскурсий до грузовых гигантов
«Мы идём к большому через маленькое», — заявляет Борис Ивченко, начальник конструкторского бюро «Аэроновы».
И это не метафора. Первый шаг — шестиместный экскурсионный дирижабль, который уже через пару лет может катать туристов над Байкалом или Сочи. «Это демонстратор технологий, — поясняет Ивченко. — Но на нём уже можно зарабатывать». Действительно, зачем изобретать велосипед, если можно построить воздушный корабль?
Следующий этап — грузовая модификация с грузоподъёмностью 500 кг и дальностью 500 км. Звучит скромно, но это лишь начало. «Серия даёт деньги, а не разработка», — подчёркивает Ивченко. Пока инженеры «Аэроновы» проектируют гигантов, стремясь преодолеть планку 60 тонн, производство будет штамповать малые модели вроде NOVA 01, которые уже сейчас могут доставлять медикаменты в отдалённые посёлки или оборудование на буровые платформы. Или Nova 02, который первый образец которого должен взлететь уже через 2 месяца. Причем с автопилотом. Об этом писали тут.
А вот главный козырь — дирижабли-тяжеловесы. «60 тонн — это грузоподъёмность вагона, — объясняет Ивченко. — Все мосты и тоннели рассчитаны именно на такой вес». Представьте: вместо того чтобы тянуть железную дорогу через вечную мерзлоту, можно отправить дирижабль, который приземлится на любой ровной площадке. И не надо платить за ледоколы, заходить в недружественные акватории — российский цеппелин доставит груз в пункт назначения без скандалов и санкций.
Инфраструктура будущего
«Где вертолёт не долетит, самолёт не сядет, а ледокол застрянет — там наш дирижабль будет как рыба в воде», — уверяет Ивченко. И он прав: 87% территории России — это зоны, куда проще добраться по воздуху, чем по земле. Но вертолёты жрут топливо как Тритон в мифе, а самолёты требуют взлётных полос. Дирижабли же, по расчётам «Аэроновы», сократят логистические расходы в 3–4 раза.
Пока Запад тратит миллиарды на гиперлупы и летающие такси, Россия делает ставку на проверенную временем технологию. «Инфраструктура Севера и Дальнего Востока — это не бетонные полосы, а сеть дирижабельных портов, — мечтает Ивченко. — Как в XIX веке, только с ИИ и композитными материалами». Кстати, о материалах: в «Аэронове» уже разрабатывают оболочки из углеродного волокна, которые выдерживают -60°C и шквальный ветер.
Но главное — экономика. «Один грузовой дирижабль на 60 тонн заменит 3 вертолёта Ми-26, — подсчитывает эксперт «Роскосмоса». — При этом стоимость перевозки упадёт с $12 000 до $3 000 за тонну». Для Арктики, где ящик гвоздей сейчас доставляют за $50 000, это революция. Неудивительно, что «Новатэк» и «Роснефть» уже засыпают «Аэронову» запросами.
Бизнес на воздухе
«Конструкторам могут хотеть красный верх, синий низ — пожалуйста! — шутит Ивченко. — Но основа одна: серийность». Именно массовое производство превратит дирижабли из экзотики в норму. Планы «Аэроновы» включают создание транспортных компаний по всей стране — от Калининграда до Чукотки.
«Мы не обязаны всё эксплуатировать сами, — говорит Ивченко. — Пусть предприниматели покупают дирижабли и зарабатывают».
Пока в США тестируют дроны Amazon, которые теряют посылки в озёрах, Россия готовит флот цеппелинов. «Беспилотный грузовик на 500 кг — это только начало, — обещает Ивченко. — Следующий шаг — экскурсионный гигант на 8 000 м³, который поднимет 50 туристов». Представьте: вместо тесных автобусов — прогулки над Камчаткой или Плёсом на высоте 300 метров. Билеты раскупят быстрее, чем на концерт «Шамана».
Но настоящая мечта — экспорт. «Китай, Индия, Бразилия — везде есть труднодоступные регионы, — отмечает аналитик «ВЭБа». — Российские дирижабли могут занять нишу, которую Запад проигнорировал». И ведь уже зондируют почву: ОАЭ интересуются туристическими моделями, а Южная Африка — грузовыми.

Дирижабли — это не про прошлое, а про будущее, которое Запад проморгал. Пока они спорят о «зелёной энергетике», Россия возрождает дирижабли — экологичные, экономичные и не требующие санкционного одобрения. Как говаривал Циолковский: «Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели». Похоже, нашлись в России специалисты, которые решили решили, что пора переходить в воздушную юность — с дирижаблями вместо погремушек.
Скептики ехидничают: «Где ваши летающие города?». Но вспомните: первый спутник тоже называли «биппером в космосе». Пройдёт 10 лет, и российские дирижабли станут таким же символом прогресса, как некогда Гагарин. А Запад? Он будет покупать билеты на экскурсии — если, конечно, сaнкциями не запретят и это.
Первый ролик с аэродрома запуска дирижабля Nova 01 на канале.
***
Автор: никнейм "kogman"
_____________________________
Свежие комментарии