Россия и Индия – друзья и партнёры. Однако экономическое сотрудничество двух гигантов на удивление скромно: 11,2 миллиарда долларов товарооборота в год – до нелепости малый показатель; с соседним Китаем Россия торгует в 10 раз интенсивнее. Главным "мотором" исправления ситуации выступает компания "Роснефти", сама активно торгующая с Индией, да ещё и приводящая к нам индийских инвесторов.
Иван Дементьев
Приморский город Большой Камень невелик. По количеству жителей – 39 тысяч человек – он находится в конце первой полутысячи русских городов, примерно между Тосно и Кыштымом. Но значение его несоизмеримо с населённостью – здесь создаётся будущее экономическое могущество России, её морской флот.
В последний день Восточного экономического форума (ВЭФ) в Большой Камень приехала большая индийская делегация, которую возглавлял министр нефти и природного газа Хардип Сингх Пури. Это, кстати, не самый высокопоставленный индиец, побывавший на верфях "Звезды": два года назад президент Владимир Путин принимал здесь премьер-министра Нарендру Моди, который, кстати, тоже приезжал на ВЭФ. В своём выступлении на ВЭФ-2021 в этом контексте Моди подчеркнул важность соглашения между достраивающимся судостроительным комплексом "Звезда" и индийской судостроительной верфью Mazagon Dock Shipbuilders Limited. Стороны налаживают взаимодействие по всем направлениям гражданского судостроения.
Напомним, ранее теплолюбивые индийцы вложились в Ванкорский нефтяной кластер (Нижний Енисей, близ устья Карского моря, средняя температура в январе -27 °C, в июне +6 °C, постоянные ветра) – им принадлежит 49,9% проекта.
"Роснефть" – именно она контролирует енисейские месторождения, финансирует строительство судостроительного комплекса "Звезда" и обеспечивает его заказами. Да, несмотря на продолжение работ по возведению верфи, уже построенные цеха введены в эксплуатацию и приступили к постройке целого ряда судов, в том числе сложнейших танкеров типа "Афрамакс".
Но, казалось бы, при чём здесь Индия? Дело в том, что это огромная страна, которой, несмотря на тёплый климат, нужно очень много энергии: индийцы вкладываются в технологический и промышленный прорыв.
Главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин на встрече с индийским министром Хардипом Сингхом Пури, состоявшейся 1 сентября, отметил, что объём взаимных инвестиций в различные проекты с участием "Роснефти" и индийских партнёров уже превысил 17 миллиардов долларов – больше, чем все остальные накопленные российско-индийские инвестиции, вместе взятые! Без всякого преувеличения можно сказать, что в экономическом смысле Россия для Индии – это в первую очередь "Роснефть".
"Афрамакс" "Владимир Мономах". Фото: Primorye Territory Government / Globallookpress
Вернёмся в Большой Камень, где гостей (хотелось написать "со сказочного Востока", но Россия столь велика, что из Большого Камня Индия – ярко выраженный юго-запад) принимал вице-президент ПАО "НК "Роснефть" по информатизации, инновациям и локализации Андрей Шишкин. Он устроил индийцам экскурсию по верфи, показал готовые и строящиеся объекты, технологические решения "Роснефти", призванные сделать "Звезду" одним из самых современных судостроительных производств в мире. Делегация поднялась на борт танкера серии "Афрамакс" (порядка 250 метров в длину, водоизмещение больше, чем у любого авианосца!), уже готового к проведению швартовных испытаний. Это второй из серии 12 таких танкеров – Россия давно не выпускала суда подобного класса, но теперь всё будет иначе. Новый "Афрамакс" (напомним, первый был назван "Владимир Мономах") построен на тяжёлом открытом достроечном стапеле – самом большом в России и одном из крупнейших в мире. В состав стапеля входят три стапельные дорожки с уникальной самоходной судотранспортной системой, а среди мощных кранов присутствует "Голиаф" грузоподъёмностью 1200 тонн – в 2,4 раза больше, чем у самых больших кранов на других российских верфях.
Однако не танкерами едиными мощна "Звезда". В декабре 2020 года со стапеля было спущено первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 "Катерина Великая" – первый из четырёх таких кораблей, заказанных опять же подразделением "Роснефти" - "Роснефтефлотом". Эти ледоколы будут обслуживать навигацию по Северному морскому пути – путь из Азии в Европу становится дешевле, быстрее и безопаснее южного, в обход Индии. Впрочем, объём мировой торговли таков, что работы, несомненно, хватит всем. А учитывая, что индийцы вложились не только в красноярский Ванкор, но и в якутскую "Таас-Юрях Нефтегазодобычу", а также в проект "Сахалин-1", они тоже заинтересованы в развитии логистики Северного Ледовитого океана.
Потому, собственно, и проявляют они такой интерес к "Звезде". Настоящее сотрудничество должно быть комплексным, и Россия с Индией уже несколько столетий, с перерывом лишь на британскую оккупацию, показывают пример здорового, крепкого, основанного на взаимном уважении взаимодействия.
Наша российская "Звезда" светит так ярко, что её видят даже из далёкого Дели. А значит, мы делаем всё правильно.
Свежие комментарии