Пока весь мир гадает, когда и сколько американских истребителей F-16 скоро получит Украина, пара наверняка тесно связанных между собой и весьма важных новостей, касающихся вооруженной борьбы за небо этой страны, пришли из Киева и Стокгольма.
Сначала 19 августа Владимир Зеленский на совместной пресс-конференции с премьер-министром Швеции Ульфом Кристерссоном довольно неожиданно сообщил, что, оказывается, его военные пилоты уже приступили не только к практическому освоению штатовских самолетов.
Одновременно группа военных летчиков ВСУ уже начала тестовые тренировки на шведских легких истребителях JAS Gripen (в переводе — «Грифон», мифическое крылатое существо с туловищем льва и головой орла).«Сегодня мы детально обговорили будущие возможности получения шведских Gripen», — подчеркнул Зеленский. Таким образом, подтвердив, что обнародованное в июне в рамках 12-го пакета военной помощи Украине предложение Стокгольма начать двигаться в этом направлении оказалось не просто еще одним сотрясением воздуха со стороны Запада.
Вероятно, с целью всемерно разогнать этот процесс, почти синхронно с Зеленским в Киеве по телевидению выступил командующий Воздушными силами генерал-лейтенант Николай Олещук. И еще раз подтвердил то, что большинство из нас и так уже знает: его Повітряні сили в их нынешнем состоянии ничего не могут противопоставить в бою с российскими ВКС. Поэтому, мол, небо Украины пока для русских распахнуто настежь. Что для Киева ставит под сомнение исход боевых действий в целом в свою пользу.
По словам генерала Олещука, украинские самолеты, как правило, оказываются под угрозой уничтожения сразу же после того, как колеса их шасси отрываются от бетонки ВВП. «Наш самолет не успевает подняться с аэродрома, как уже находится в зоне поражения истребителя противника… Наши самолеты, когда идут на удар, они ежеминутно обстреливаются. Во время задания каждый раз по каждому нашему пилоту идет от 5 до 9 самолетов (русских — „СП“) разных типов», — пожаловался командующий.
Но только численным преимуществом противника все беды для Повітряних сил не исчерпываются. У украинских летчиков пока нет оружия достаточной дальности, чтобы вести на равных воздушные бои. Поэтому они просто обречены на расстрел со значительных расстояний. Как в тире.
Олещук привел телезрителям такой пример. Дальность ракетного удара российского основного истребителя Су-35 порядка 200 километров. Тогда как старенькие украинские МиГ-29 бьют в ответ не более чем на 25−30 километров.
Тут, правда, на мой взгляд, требуются определенные пояснения. Рассказывая о чудо-возможностях наших Су-35, украинский командующий явно имеет ввиду российскую ракету Р-37 и ее более современную модификацию Р-37М большой дальности класса «воздух-воздух». Но коли так, тогда он несколько занизил способности этого оружия.
Да, в наших СМИ в свое время появлялись утверждения, будто 200 километров — предел возможностей для Р-37 и Р-37М. Это верно. Но — лишь для экспортных вариантов. Те, что в распоряжении наших летчиков, намного шире. Скажем, на испытаниях в 1994 году прототип ракеты Р-37 перехватил мишень на удалении 304 километра от точки пуска.
Еще «круче» возможности у Р-37М, поскольку она оснащена боле современной ГСМ 9Б-1103М-350, обеспечивающей наведение ракеты на вражеский самолет на конечном участке полета. Поэтому в наших документах дальность действия Р-37М оценивается не менее чем в 300 километров. А по крупным и слабоманеврирующим целям (вроде американского самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления Boeing E-3 Sentry) на встречном курсе — и до 400 километров.
Ничем подобным не обладает не только Украина. Ракет для воздушного боя на подобных дистанциях нет нигде в мире. От России отстали даже США, традиционно лидировавшие в этой области несколько десятилетий назад. Их созданная около тридцати лет назад авиационная ракета большой дальности AIM-120 ничего не может на удалениях, превышающих 180 километров.
Начиная с 2017 года в США корпорацией «Локхид-Мартин» ведётся разработка перспективной ракеты «воздух-воздух» большой дальности AIM-260 JATM, которая создаётся, как ответ на российскую Р-37М. Однако даже по планам американского военного ведомства ее полномасштабные закупки у промышленности начнутся не ранее 2026 года.
А пока попытки Запада ликвидировать эту опасную для него «пропасть» привели лишь к созданию консорциумом из конструкторов Франции, Великобритании, Швеции, ФРГ, Испании и Италии к 2013 году ракеты MBDA Meteor. Работа шла свыше двух десятилетий.
По мнению многих экспертов, получилось действительно очень качественное оружие. Несмотря на то, что радиус его действия значительно уступает российской Р-37М (их 200 км против наших примерно 300 км), снаряженная прямоточным воздушно-реактивным двигателем Meteor на всем протяжении полета развивает высочайшую скорость до 4,5 Мах. К тому же обладает отличными возможностями маневрирования и наведения на конечном этапе полета.
А теперь — внимание! Сейчас вам станет понятно, почему за срочным пополнением своих Повітряних сил Зеленский отправился не куда-нибудь, а в Стокгольм. Дело в том, что первой ракету большой дальности Meteor на вооружение приняла как раз Швеция. Оперативная готовность ее боевой авиации к использованию этого оружия на истребителях типа истребителем Saab JAS-39 Gripen была достигнута совсем недавно — к 2016 году.
Таким образом, Gripen оказался первым в мире боевым самолетом, готовым почти на равных драться на дальностях, сопоставимых с аналогичными возможностями наших Су-35.
Но применительно к Украине это не единственное достоинство шведского истребителя. Не менее важно, что шведы проектировали свою машину таким образом, что для ее использования в отличие от F-16 не столь уж необходимы крупные и современные авиабазы. Легкий «швед» способен подниматься в воздух и с не слишком ровных взлетно-посадочных полос. А даже со сравнительно коротких участков автотрасс.
Вот, что пишет по этому поводу американское интернет-издание Military Watch: «Одной из заметных сильных сторон Gripen в Восточной Европе является его способность действовать с импровизированных взлетно-посадочных полос, включая короткие дороги, поскольку российские крылатые и баллистические ракеты, включая гиперзвуковые платформы, в противном случае поставили бы авиабазы на этих территориях под угрозу, что могло бы нанести ущерб способности более тяжелых истребителей действовать в воздухе».
А еще — Gripen не очень требователен к качеству наземного обслуживания. Как уверяют производители, заправить и перевооружить этот самолет можно за 10 минут. С чем вполне справится команда из одного опытного техника и пяти его не слишком обученных помощников.
Ясно, что столь немногочисленный наземный персонал на почти любых вертолетах легко заранее перебрасывать вслед за беспрерывно меняющими места базирования истребителями куда угодно. Хоть на далекие автострады, хоть на давно лишенные нормального финансирования сугубо гражданские аэродромы.
Понятно же, что при давно доказанных Киеву возможностях России в пух и прах разносить любые его военные авиабазы это достоинство Gripen, да еще с ракетами Meteor, в условиях боевых действий на Украине легко перевешивает любые другие. За чем же дело стало?
Для Стокгольма загвоздка может заключаться в том, что в его распоряжении пока не так уж много подобных истребителей. Всего шесть эскадрилий, в среднем по 16 истребителей в каждой. То есть — около сотни единиц. Что не так уж и много, если говорить о возможном вооруженном противостоянии с Россией над Балтийским морем, про которое сегодня только и разговоров в этой стране. При таких раскладах чем-то существенным делиться с Киевом в сфере ключевых вооружений шведам вряд ли представляется безопасным.
Впрочем, после недавнего вступления этой страны в НАТО подобные озабоченности в Швеции, как минимум, сильно ослабли. Поскольку теперь там рассчитывают, что в одиночку биться с русскими им не придется. Если что — обязан будет «вписаться» весь Североатлантический альянс. Не исключено, что как раз этим внешнеполитическим обстоятельством и объясняется резкая активизация переговоров с Зеленским относительно поставок в его ВСУ истребителей Gripen.
Свежие комментарии