На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 413 подписчиков

Свежие комментарии

  • Анатолий Анатольев
    Мочить мировое ЗЛО!!!!!!!!Дальнобойный фейк...
  • ВераВерная
    Спасибо за хорошие новости. Им мы всегда рады!Встречайте «Севмо...
  • Александр Симаков
    О каких ограничения Вы тут говорите? Давно уже и ясно сказано, причём лично Путиным (и закреплено Лавровым), что если...Дальнобойный фейк...

Две редкие морские истории одного времени.

В далеком 1878 году на верфи города Глазго был построен трехмачтовый корабль «Пасс оф Бальмаха» (Pass of Balmaha), принадлежащий американской компании Harris-Irby Cotton Company.

Как следует из названия компании, возили они хлопок. Причем по всему миру и даже в российский порт Архангельск. Именно туда и следовал этот корабль из Нью-Йорка, когда 23 июля 1915 года его остановил у берегов Норвегии британский вспомогательный крейсер HMS Victorian, на основании подозрения в контрабанде.

Pass of Balmaha

ХитроНЕголовые британцы по-быстрому заменили американский флаг на свой и отправили корабль в сопровождении своих людей в порт Керкуолл на Оркнейских островах. Однако поступили они так преждевременно и глупо, т.

к. США соблюдали нейтралитет, а Британия, как обычно, была по уши в войне. Радовались британцы новому приобретению очень недолго, судно было перехвачено немецкой подводной лодкой U-36 и, как корабль под флагом воюющей страны, направлено в Германию в качестве трофея.

Немцам очень понравился большой и быстрый торговый парусник, поэтому они решили его капитально отремонтировать и сделать из этого судна нечто другое. На корабль установили новейший дизельный двигатель мощностью 1000 л.с., цистерны для 480 тонн солярки и 360 тонн питьевой воды, дополнительные кладовые, камбузы, помещения для пленных, два пулемета и, главное, два артиллерийских орудия калибра 105 мм, бывших для того времени очень грозным оружием.

Корабль мог принять на борт более, чем годовой запас провианта, что в сочетании с универсальностью (мог двигаться и под парусами, и при помощи двигателя) превратило его в автономную крепость, способную долгое время никуда не причаливать.

Парусник был переименован в Seeadler (Орлан).

И вот, 21 декабря 1916 года в море появился якобы норвежский парусник «Ирма», следующий из Копенгагена в Мельбурн с грузом леса. Дополнительные помещения, два 105-мм орудия и огромные запасы провизии были завалены бревнами так искусно, что когда между Исландией и Фарерскими островами парусник был остановлен британским вспомогательным крейсером «Эвендж», досмотровая группа из 2 офицеров и 15 матросов ровным счетом ничего не заметила.

Груз бревен был в наличии, 26 человек из команды старательно тарахтели на норвежском языке и делали глупое лицо, остальные угрюмо скучали в сторонке. Чванливые англичане быстро отпустили этих простолюдинов и убрались восвояси. А на паруснике сразу после прохождения зоны британских патрулей, выбросили за борт ненужные бревна, смонтировали орудия на отведенные им места и отправились в рейд.

Первым трофеем «Зееадлера» 9 января 1917 года стал британский пароход «Глэдис Ройял», перевозивший 5000 тонн угля из Кардиффа в Буэнос-Айрес. Экипаж взяли в плен, а пароход затопили. Всего через два дня та же судьба постигла британский пароход «Ланди Айленд», на котором везли 4500 тонн сахара.

За два месяца своего рейдерства в районе экватора между Бразилией и Африкой с 21 января по 11 марта «Зееадлер» потопил еще несколько парусников. На нем скопилось уже 263 пленных, из-за этого командир решил перехваченный 21 марта трехмачтовый французский барк «Камбронн» не топить, а пересадить на него всех пленных. А чтобы они не скоро смогли сообщить о таинственном рейдере, на барке отрубили бушприт и сломали брам-стеньги.

Когда Зееадлер огибал мыс Горн 18 апреля, вблизи проходил очередной британский крейсер «Оранто», но не проявил к внешне мирному торговому паруснику никакого интереса. А 8 июня рейдер пересек экватор уже в Тихом океане. Всего за полтора месяца плавания в нем он уничтожил еще три американские четырехмачтовые шхуны.

Но всему приходит конец, особенно запасам продовольствия и воды. У экипажа стали появляться признаки цинги и 28 июля парусник направился к острову Маупихаа, где экипаж впервые почувствовал под ногами твердую землю. Везению корабля пришел конец, налетевший через три дня шквал сорвал «Зееадлер» с якорей и выбросил на рифы.

Но свою задачу судно все же выполнило на все сто. За 244 дня рейдерства парусник-пароход прошел свыше 30 тысяч миль, уничтожил 3 парохода и 11 парусных судов, так что идея маскировки боевого корабля под торговое судно оправдала себя полностью.

И еще одна история про норвежский корабль и немцев, присланная мне читателем.

Присмотритесь внимательно к рисунку. Что там происходит? Первая мысль у меня была об эвакуации части экипажа с корабля на дирижабле. На самом деле, мало кому придет в голову то, что действительно произошло в канун Пасхи 1917 года, т.к. подобное не происходило ни ранее, ни позже.

Цеппелин Q-класса с тактическим номером L 23 (заводской индекс LZ 66, 18 матросов, инженеров и младших офицеров под командованием Людвига Бокхольта) во время патруля над Северным морем, находясь на высоте 3000 м, обнаружил барк под норвежским флагом в 50 милях от плавучего маяка отмели Хорнс Риф.

Осторожный Бокхольт, опасаясь, что безобидный на вид парусник вполне мог оказаться вооруженным судном-ловушкой (смотри историю выше), некоторое время циркулировал на высоте 500 м, изучая барк, пока не убедился, что жертва безоружна.

Наконец, уверенный, что фатально уязвимому на малой дистанции цеппелину ничто не угрожает, Бокхольт принудил судно «Ройал» к остановке, просто швырнув прямо по курсу барка бомбу. Кэп Торстенсен решил не искушать судьбу, приказал убрать паруса и лечь в дрейф.

По воспоминаниям норвежского юнги Фредерика Нордли, зрелище приводняющегося вблизи парусника 180-метрового чудовища было впечатляющим. Норвежский капитан без промедления отправил к цеппелину шлюпку с судовыми бумагами и грузовым манифестом.

Бокхольт, изучив бумаги, пришел к выводу, что лес предназначен для производства шахтных крепей, следовательно представляет собой контрабанду и подлежит конфискации. Призовая команда из трех человек была отправлена на борт «Ройала», а капитану Торстенсену было приказано следовать в немецкий Куксхафен.

Для команды норвежского барка все закончилось благополучно — 10 мая она в полном составе была доставлена в Копенгаген, где капитан Торстенсен дал немногословное интервью The Times. Газетчиков не особо заинтересовала такая бескровная история с участием дирижабля, т.к. она не вписывалась в образ цеппелинов-«детоубийц» (The Baby Killers). Так что об инциденте быстро забыли.

А этот случай так и остался первым и единственным в истории, когда дирижабль захватил в плен морское судно.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

Картина дня

наверх