На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 571 подписчик

Свежие комментарии

  • Иван Агеев
    Губерня за взятку всё привык решать, а тут не прокатило, "крышу" посадили! Облом, бля, и заявление, не писал а "Свиде...Губерниев не може...
  • Гарий Щерба
    👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍👍Почему наши дома ...
  • АЛЕКСАНДР Крымский
    Китаезы такие же империалисты как и пиндосы. Гоните их на хрен дракон и китаезная панда никогда ненасытятся. Китай ра...Один пояс — одна ...

В обход — России?

В Самарканде состоялся очередной саммит Евросоюза и стран Центральной Азии
Андрей Офицеров

Это событие должно было «продемонстрировать миру», что «наш регион становиться важным для Европейского союза…» — так оценили саммит местные СМИ. По мнению большинства из них, «мир все больше осознает, что Центральная Азия (ЦА) соединяет не только Восток и Запад, но и Ближний Восток, и Юго-Восточную Азию».

«Центральная Азия больше не находится на задворках истории, а превращается в динамично развивающийся регион, формирующий свою стратегическую повестку. Политическая консолидация, достигнутый высокий уровень доверия и совместные экономические инициативы в регионе позволили создать новые возможности для устойчивого развития», — сказал в интервью Euronews президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев.

Уточним: с внешним миром Центральная Азия (ЦА) ведет диалог в формате «ЦА+1». Он действует с Россией, Китаем, США, Германией, Индией. С Европейским союзом такие встречи проходили на министерском уровне — последняя из них, 20-я, прошла 27 марта 2025 г. в Ашхабаде. Как отмечала на той встрече глава европейской дипломатии Кая Каллас, «чтобы эта война (на Украине) прекратилась, нам нужно сосредоточить наши усилия на том, чтобы Россия не могла финансировать свою войну. Российским компаниям нельзя позволять обращаться в Центральную Азию, чтобы обойти санкции». Правда, страны региона не присоединились к санкциям ЕС против России. В частности, власти Казахстана заявили, что вводить ограничения в ущерб своим производителям не будут, но и не будут содействовать обходу этих ограничений.

В оценках ЕС, проведение саммита (в Самарканде) демонстрирует «геополитический интерес (двух регионов) активизировать двусторонние отношения и укрепить региональное сотрудничество». Еврокомиссия рассматривала форум также как один из элементов европейского ответа на пошлины США в рамках стратегии диверсификации торговых отношений ЕС с иностранными партнерами. Со своей стороны, страны ЦА пытаются диверсифицировать контакты, чтобы балансировать между Россией, Китаем и Западом. 

По итогам встречи европейские и центральноазиатские лидеры подписали совместную декларация о партнерстве, согласовав пакет инициатив, направленных на экономическую, гуманитарную и технологическую интеграцию двух регионов. «Это означает, что мы можем положиться друг на друга, что сегодня особенно важно», — подчеркнула глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен. «Чтобы ускорить прогресс, я с гордостью объявляю об инвестиционном пакете Global Gateway в размере 12 млрд евро. Он объединит инвестиции Европейского союза и его государств-членов», – сказала она, назвав это «европейским командным подходом» и началом новой эры в отношениях. 

При этом высокопоставленная чиновница, не стесняясь, заявила, что от стран ЦА Европе нужны редкоземельные металлы, которых в регионе огромное количество: 38,6% мировых запасов марганцевой руды, 30,07% хрома, 20% свинца, 12,6% цинка и 8,7% титана. 

По ее словам, «эти сырьевые ресурсы — источник жизненной силы для глобальной экономики будущего», а потому ЕС якобы готов сделать партнерские предложения странам ЦА. «Мы также хотим быть вашими партнерами в развитии местной промышленности. Добавленная стоимость должна быть локальной», — заявила она. Однако фон дер Ляйен не уточнила, в какой форме предлагается такое сотрудничество и не станет ли оно еще одним инструментом закабаления региона, как было всегда, когда к азиатам приходили европейцы с толстыми кошельками, большим пушками и сладкими речами. Сейчас ЕС подтвердил также выделение 10 млрд долл. на развитие Транскаспийского транспортного коридора, который позволит сократить сухопутный маршрут между Европой и Центральной Азией почти вдвое — до 15 дней.

В повышенном внимании к Транскаспийскому международному маршруту со стороны ЕС видно явное желание замкнуть на себя дополнительные маршруты и контролировать их. Не менее важно для Брюсселя, что этот коридор призван ограничить участие России и Беларуси в глобальных логистических цепочках. Но самое важное — ЕС стремится получать из Центральной Азии и Закавказья ресурсы. Для центральноазиатских стран данный проект — эффектный способ повысить свою международную значимость, привлечь инвесторов. Вместе с тем даже такой маршрут не исключает участия Россия, которая имеет высокую связанность с Казахстаном. Это позволяет получать выгоды обеим сторонам. Поэтому надежда ЕС на исключение России выглядит совершенно бесперспективной. Тем более, у Брюсселя нет необходимого опыта и авторитета в выстраивании партнерских отношений со странами региона и купировании множества региональных проблем, без решения которых проект вообще не будет работать.

Заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО Станислав Притчин оценивает итоги саммита ЕС — Центральная Азия как ограниченно результативные. Заявление фон дер Ляйен о выделении 10 млрд евро на Транскаспийский коридор в 2024 г. он считает необоснованным. Во-первых, ЕС не выделял таких средств. Ранее обещанные 1,5 млрд евро представляли собой кредитные гарантии, а не прямые инвестиции. Во-вторых, основной торговый поток между ЕС и Центральной Азией по-прежнему идет через Россию из-за ограниченной пропускной способности каспийских портов и реконструкции железной дороги через Грузию. Договоренности по критическим минералам не новы, так как Казахстан и Узбекистан уже являются их поставщиками в ЕС.

Евросоюз, заметим, планомерно укрепляет связи с Центральной Азией. С 2007 г. в Брюсселе сделали ставку на сотрудничество с центральноазиатской пятеркой стран в сфере транспорта, энергетики и безопасности. Тем более, страны ЕС входят в топ-10 поставщиков транспортно-логистических услуг в мире. А единое транспортное европейское пространство развивается за счет внешней экспансии, которая позволяет европейским транспортно-логистическим компаниям увеличивать прибыль. При этом транспортно-логистическая связанность государств ЦА и Евросоюза даже в сфере безопасности и энергетики зависит от транспортной доступности.

«В условиях растущей фрагментации мира Транскаспийский коридор станет связующим звеном между Центральной Азией и Европой. Но важна не только инфраструктура. Быстрое прохождение границ внутри Центральной Азии и Южного Кавказа также необходимо для выхода к Черному морю. После трех десятилетий закрытия открытие границ Армении с Турцией и Азербайджаном станет поворотным моментом. Это как никогда сблизит Европу и Центральную Азию», — подчеркнула Урсула фон дер Ляйен на нынешнем саммите в Самарканде. 

Глава Еврокомиссии пообещала странам Центральной Азии помощь в развитии объектов энергетики, работающих на чистой энергии, в частности ветроэнергетики — в Казахстане, солнечной — в Узбекистане и Туркменистане, гидроэнергии — Таджикистане и Кыргызстане. А также — доступ к интернету для удаленных районов этих стран с использованием спутников ЕС. 

В этом наборе видится все тот же, по сути,  карго культ с его стеклянными бусами и зеркальцами, традиционный для западных колонизаторов, но в современном варианте, где фигурируют уже зеленая энергетика, и борьба с изменениями климата и т.п. модными западноевропейскими трендами, направленными на закабаление «аборигенов». Так, в январе 2024 г. Европарламент принял резолюцию о стратегии ЕС в отношении государств Центральной Азии. В документе подтверждается стремление использовать страны региона в своих геополитических целях — для борьбы с Россией. Добавим, для Брюсселя регион интересен не только в плане противодействия России, но и в качестве ценной ресурсной базы. «Мы должны достичь четырех стратегических приоритетов: сырье, транспортный коридор, чистая энергия и доступ к интернету. Чтобы ускорить прогресс, сегодня я торжественно объявляю об инвестиционном пакете в рамках европейской программы "Глобальный портал" [Global gateway] в 12 млрд евро. Он принесет инвестиции из Евросоюза и стран-членов ЕС. Мы запустим целую цепь проектов по всей Центральной Азии», — сказала на саммите фон дер Ляйен.

В своем выступлении президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил, что Европейский союз является крупнейшим инвестором в Казахстане. На него приходится 200 млрд из 450 млрд долл. инвестиций вложенных в Казахстан за годы независимости (видимо, с 1991 г.), что, кстати, составляет почти половину всех европейских капиталовложений в регионе. По итогам 2024 г., Европейский союз стал самым крупным торговым партнером Казахстана. Общий товарооборот с ним составил 49,7 млрд из 140 млрд долл. товарооборота со всем миром. Это больше, чем с Китаем, — в прошлом году он составил 44 млрд долл. И больше, чем товарооборот с Россией за тот же период, — 27,8 млрд долл. Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев также отмечал, что возросший интерес Евросоюза к региону привел к тому, что за последние семь лет взаимный товарооборот вырос в четыре раза и достиг, по его оценкам, 54 млрд евро.

Данные, конечно, серьезные, но, видимо, полезно было бы посмотреть на эту проблему и с другой стороны, так сказать, для сравнения. Россия, например, суммарно только за последние 25 лет вложила в Центральную Азию прямой и косвенной помощи на сумму 420 млрд долл. Это, в том числе, — 150 млрд долл. переводов от трудовых мигрантов, 200 млрд закупок, 30 млрд инвестиций, 10 млрд через организации и 10 млрд долл. в безопасность и гуманитарную сферу. Казахстан как экономический лидер извлекает выгоду из торговли и инвестиций, тогда как Кыргызстан и Таджикистан зависят от переводов и грантов.  В то же время Москва списала в 2013 г. Кыргызстану и Таджикистану долг в 500 млн долл., а в 2017 г. Таджикистану еще — 240 млн.

В ЦА, конечно, хорошо знают эти и подобные цифры, наглядно характеризующие уровень отношений России со странами региона. Но, как говорится, своя рубашка ближе к телу, и в совместной декларации по итогам (Самаркандского) саммита было заявлено: «Сотрудничество по предотвращению обхода санкций остается важным аспектом наших отношений. В этом контексте мы договорились продолжить сотрудничество по этому вопросу, особенно во избежание реэкспорта общих высокоприоритетных товаров, в соответствии с работой Специального посланника ЕС по санкциям». 

При этом ЕС сталкивается с восстановлением значения России в регионе, а также с конкуренцией Китая. А его надежды на конфликт России и Китая оказались сильно преувеличены. Естественно, задача транспортно-логистической связности региона ЦА и Евросоюза становится для Брюсселя весьма значимой. 

В первую очередь, это касается территории Центральной Азии, поскольку транспортно-логистические маршруты через нее позволяют контролировать сотрудничество с Китаем, направлять его, а также получать необходимые ресурсы, в которых сильно заинтересованы страны ЕС в условиях ими же введенных антироссийских санкций. Судя по всему, связывающим данных партнеров маршрутом, безальтернативным для ЕС, стал так называемый Средний коридор или Транскаспийский международный транспортный маршрут. Эту позицию подтверждает и доклад «Устойчивое транспортное сообщение меду Европой и Центральной Азией», опубликованный еще в июне 2023 г.

В настоящее время Средний коридор не может работать «на полную мощность». Он является мультимодальным и зависит от инфраструктуры стран, через которые проходит (Китай, Казахстан, Азербайджан, Грузия, Турция). Это автоматически повышает значимость для ЕС не только Центральной Азии, но и Закавказья, а также Черноморского региона. Ценность Транскаспийского международного транспортного маршрута продемонстрирована даже в позиции ЕС по отношению к конфликту в Нагорном Карабахе и отдельно к Армении, Азербайджану и Турции.

Евросоюзу придется направить достаточно мощные финансовые ресурсы на повышение эффективности работы этого маршрута. К настоящему времени в Брюсселе, как отмечено выше, заявили о готовности выделить 10 млрд евро. Однако, по оценкам экспертов, чтобы Транскапийский маршрут позволил связать страны-партнеры, необходимо затратить не менее 19 млрд евро, то есть в два раза больше. Предполагается, что с этого года начнется реализация Региональной транспортной программы, финансируемой ЕС в размере 1,5 млрд евро. В настоящее время ЕС уже подписал соглашения с Казахстаном и Азербайджаном инвестировав в их транспортную инфраструктуру.

Сразу скажем: средства, выделяемые для стран, входящих в проект, являются кредитами, а также сопряжены с набором обязательств. Так, представитель Европейского банка реконструкции и развития в Астане сообщил, что в прошлом году «50% проектов были включены в зеленую повестку дня, две трети проектов имели гендерный и инклюзивный компонент, а 92% были направлены на частный сектор». Так что страны региона берут на себя множество обязательств в совершенно разных сферах.

Впрочем, самый главный вопрос заключается в том, как ЕС намерен обеспечивать транзит в Азию и получать оттуда ресурсы по каспийскому маршруту без участия в этом проекте Азербайджана и Грузии. Альтернативных путей просто не существует — в обозримой перспективе обойти Азербайджан и Грузию с севера (через Россию) или юга (через Иран) евросоюзовцы просто не смогут. В этой ситуации брюссельским чиновникам давно стоило бы позаботиться о пересмотре политики не только в отношении Центральной Азии, Южного Кавказа, но, прежде всего, России. Как бы ни получилось так, что весь пар самаркандского саммита уйдет в гудок? 

Кстати, по результатам саммита было объявлено об установлении стратегического партнерства между ЕС и пятью странами, сфокусированного на четырех областях: транзитной, «критических видов сырья», «чистой энергии» и информационных коммуникаций. 

Центральная Азия перестает быть геополитической периферией и ускоренно превращается в самостоятельный центр сил, способных формировать собственную стратегическую повестку. Такое мнение высказал руководитель отдела европейских и американских исследований КИСИ при президенте РК Бекжан Садыков. По его словам, Казахстан, Узбекистан и другие страны региона перестали быть пассивным объектом влияния других стран, усилили свою многовекторность, уравняв интересы Евросоюза, Китая, России и США. Главный тренд 2025 г. — не борьба, навязанная для оказания влияния, а усиление региональной субъектности для отстаивания суверенных интересов и использование внешних возможностей. Он полагает, что саммит, прошедший в Самарканде, «усилит признаки начала нового этапа ускоренного экономического и инфраструктурного развития».

Не менее важно отметить, что некоторые политические действия связаны со стремлением стран ЦА выйти к морю. В данных странах вполне успешно, как им представляется, играют на противоречиях так называемого коллективного Запада и России. В этой диспозиции они получают возможность наращивать критику России, обвиняя ее в тарифном регулировании и даже нарушении норм ЕАЭС. При этом все обсуждения транспортно-логистического сотрудничества с ЕС сопровождаются политической мантрой о непредсказуемости России и необходимости исключения ее и Белоруссии из глобальных поставок.

Прошедший в Самарканде саммит Центральная Азия — ЕС обнажил ряд негативных для России трендов, складывающихся в регионе. Об этом агентству ТАСС заявил политтехнолог Виктор Васильев. Подобного формата встречи на высоком уровне уже проводились ранее в 2022-2023 гг. в казахстанской Астане и Чолпон-Ате в Киргизии. На первый взгляд даже непонятно, почему именно эта встреча обозначена в качестве «первой» и почему ей придается особое значение европейской стороной. «Тем более, что вся риторика и декларативная часть мероприятия — от стратегического партнерства и зеленой энергетики до дежурного призыва соблюдать территориальную целостность Украины — точь-в-точь повторяется из года в год», — заключил Васильев. 

Таким образом, несмотря на красивую картинку в СМИ и пафос официальных заявлений, реальными стратегическими партнерами ЕС и ЦА пока не стали, хотя европейские компании уже присутствуют в сырьевом секторе региона. И вряд ли станут в ближайшей перспективе. 

Политически и идеологически регионы находятся в совершенно разных мирах, что не позволяет говорить о реальном стратегическом взаимодействии между Центральной Азией и Европейским союзом. Географическая удаленность и идеологические различия — дополнительные сдерживающие факторы. Самый прямой путь взаимодействия идет через РФ. Но сегодня среди наших партнеров, а особенно среди бывших, популярным стал лозунг «В обход — России». Что ж, пусть идут… В чужой выбор Россия, как известно, не вмешивается.

Ссылка на первоисточник
наверх