
Госдума в третьем чтении приняла закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти», регионам придется сделать выбор, сообщает REX 5 марта.
В основе документа лежит упрощение системы и уточнение компетенции органов местного самоуправления, а также упорядочивание большого количества правовых норм, содержащихся в разных нормативных актах.
«Принцип единства системы публичной власти – это далеко не пустой звук, он предполагает согласованную работу всех уровней власти как единого целого», — заявил соавтор закона глава комитета Госдумы по госстроительству Павел Крашенинников («Единая Россия»).
Необходимость закона продиктована раздробленностью и противоречивостью действующего законодательства о местном самоуправлении, пояснил он.
Простой пример – это полномочия по вопросам местного значения. По словам Крашенинникова, «нередко происходит наслоение и путаница между полномочиями разных публичных органов власти, закрепленными в отраслевых федеральных законах».
«От такой головоломки страдают все: и чиновники, и правоохранители, и главное - граждане, поскольку нет понимания, кто за что отвечает. Законом закрепляются непосредственно полномочия органов местного самоуправления, устанавливаются критерии и процедура для передачи полномочий», — рассказал Крашенинников.
Правила о перераспределении полномочий смогут приниматься субъектом РФ как в отношении всех муниципальных образований, расположенных на его территории, так и в отношении отдельных муниципалитетов.
Общая структура органов местного самоуправления, согласно новому закону, остается неизменной. Для всех должностных лиц местного самоуправления устанавливается единый срок полномочий - пять лет. Если глава муниципалитета не справляется со своими обязанностями, то высшее должностное лицо субъекта РФ сможет применить к нему меры взыскания от предупреждения до снятия с должности. При этом претензии должны быть публично обоснованы.
Глава комитета отметил, что в последние годы есть тенденция к сокращению количества муниципальных образований, особенно поселенческого уровня, наблюдается все больше случаев, когда регионы самостоятельно переходят к одноуровневой системе.
Принятый закон позволяет сохранить двухуровневую систему организации местного самоуправления (сельские и городские поселения, а также муниципальные районы) в тех субъектах Российской Федерации, в которых она показала свою эффективность. Более того, у регионов будет возможность частично переходить на одноуровневую систему, а на отдельных своих территориях сохранить двухуровневую. Как и почему – решает сам субъект с учетом мнения территорий, национальных и исторических традиций.
Таким образом, закон предусматривает гибкую систему организации местного самоуправления, учитывающую уже сложившуюся на местах специфику, рассказал Крашенинников.
Что касается кадров, то для оперативного решения задач местного самоуправления предусматривается возможность создания территориальных органов местной администрации, а в случае перехода на одноуровневую систему должны быть в обязательном порядке созданы территориальные органы местной администрации, куда на работу может перейти сложившийся и опытный кадровый состав, с сохранением уровня гарантий не ниже имевшегося.
«Местное самоуправление - это первичный, наиболее приближенный к населению уровень публичной власти. От того, как организована работа на местах и как отлажено взаимодействие с жителями, зависит общая работа как региональной, так и федеральной публичной власти, и новый закон должен помочь в этом», — отметил Крашенинников.
До 1 января 2027 года регионам необходимо принять законы, которыми должны быть урегулированы вопросы организации местного самоуправления.
Категорически против закона выступили депутаты фракции КПРФ.
«Такой одноуровневой модели нет нигде в мире, кроме Албании. Никто не может сказать, что где-то существует какой-то опыт местного самоуправления, который призывает нас воспользоваться этой моделью. Пример Подмосковья, который давно в нарушении всех законов Конституции у себя все ликвидировал, это скорее вопрос, так скажем, корпоративных интересов и борьбы за сверхдорогую землю», — заявил депутат Госдумы Михаил Матвеев во время обсуждения закона.
По его словам, цель документа - предоставить возможность главам регионов из «своего губернаторского окна распоряжаться муниципальной землей, имуществом, собственностью», в то время как муниципальные депутаты будут «разогнаны».
«И вот вы спускаете в унитаз 150 тыс. муниципальных депутатов, на которых опирается власть. Президент в своих выступлениях неоднократно говорил: местное самоуправление — самая близкая к человеку власть, до которой рядовой гражданин должен дотянуться рукой, и по тому, насколько эффективно работает конкретная управа, поселковая и районная администрация, можно судить о дееспособности всего государства в целом», — привел еще аргументы Матвеев.
Свежие комментарии