Однажды балетмейстер Джордж Баланчин, совершая променад по Пятой авеню в Нью-Йорке, неожиданно увидел чарующую витрину магазина Van Cleef & Аrpels и замер в немом восхищении. Маэстро был настолько поражён красотой драгоценностей, что решил создать по их мотивам балет, какого ещё не видел свет, где танцовщицы и танцовщики в каждом из актов будут символизировать какой-нибудь драгоценный камень.
Так появился его знаменитый блистательный балет «Драгоценности» («Jewels»).
Фигурки балерин из золота и драгоценных камней стали символом Van Cleef & Arpels еще в начале 1940-х: первые броши были созданы по инициативе Луи Арпельса, одного из основателей Дома и страстного поклонника оперы и балета.
Старинные броши Van Cleef & Arpels
Окончательно рисунок нового костюмированного сияющего балета сложился, когда Баланчина познакомили с ювелиром Клодом Арпельсом из ныне всемирно известной ювелирной династии Van Cleef & Аrpels.
Работая над образом и характером балета маэстро столкнулся с определёнными трудностями. По изначальной задумке, вместе с Бриллиантами, Рубинами и Изумрудами должны были выступать и Сапфиры, но поскольку цвет этих камней чрезвычайно непросто воспроизвести на сцене, Баланчин ограничился трёхактным спектаклем.
Джордж Баланчин в окружении балерин из первого состава балета «Драгоценности»: Патриция МакБрайд, Сьюзен Фаррелл, Виолет Верди и Мими Пол
B «Драгоценностях» как будто символически представлены три страны. Франция это элегантно-торжественные «Изумруды» на музыку Габриэля Форе и сложившаяся французская балетная школа. Однако никакого парижского шика и моды здесь нет, а есть только тонкая танцевальная ткань, пластические отклики на неясные зовы музыки. В «Изумрудах» солируют две пары и трио, которым композиционно помогают десять танцовщиц.
Америка — яркие, насыщенные «Рубины» на музыку Игоря Стравинского и ритмы джаза. Вторая часть выглядят энергичным контрастом с первой. Танцевальные композиции поставлены остро, весело, артистично, с определённой нотой иронии. Баланчин здесь привносит азартную игру и весёлое соперничество — эта пикировка хореографии с музыкой и есть внутренний сюжет танца. В «Рубинах» ведущий дуэт соревнуется с солисткой в обрамлении кордебалета.
«Бриллианты» с Чайковским — это снежная Россия, Санкт-Петербург и, конечно, воспоминания о Русском Императорском балете. Здесь больше всего конкретной образности: нам открывается царственная торжественность петербургского академического балета, это символ венца, вершины, достойной восхищения и поклонения. «Бриллианты» исполняются двумя ведущими парами, тремя солистами и развёрнутым ансамблем, танцующим торжественный полонез.
Балет Баланчина — это, безусловно, смелый авангардный эксперемент двадцатого века.
Морис Бежар не случайно говорил, что Баланчин «столь же бесспорно современен, как Пикассо, Пауль Клее, Джакометти или Пьер Булез». Джордж Баланчин нашёл новые пластические решения в композиционной структуре танца. Хореограф увёл рисунок танца от прежнего балетного академизма, предложив свой новаторский канон с ювелирной тонкостью выделки.
Вместе с тем для самого Баланчина этот балет не совсем обычен.
Он как бы сравнивает искусство хореографа с работой ювелира, когда тот придаёт камню нужную огранку, чтобы он блистал всеми гранями.
Так ювелирные украшения, драгоценные камни и связанная с ними символика подтолкнули Баланчина к созданию сложнейшего по форме и легчайшего по ощущению виртуозного опуса.
Премьера балета состоялась 13 апреля 1967 года в «Стейт тиэтр» в Нью-Йорке. «Нью-Йорк сити балле», балетмейстер Дж. Баланчин, художники П. Харви (декорации), В. Каринская (костюмы), Р. Бейтс (свет); исполнители — В. Верди, К. Ладлоу, М. Пол, Ф. Монсион, П. Мак-Брайд, Э. Виллелла, П. Нири, С. Фаррелл, Ж. д'Амбуаз.
«Драгоценности» — один из самых любимых в России балетов Баланчина. В Мариинском театре он давно уже стал визитной карточкой этого хореографа, а в мире — визитной карточкой самого Мариинского театра.
Джордж Баланчин и блистательный балет «Драгоценности» («Jewels»).
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии