Подход министра финансов Антона Силуанова к проблеме закредитованности регионов существенным образом отличается от подхода первого вице-премьера Андрея Белоусова. Первый хочет решить проблему, добиваясь возврата региональных долгов, второй – через рост региональной экономики.
Константин Двинский
После совещания у президента 31 марта, посвящённого проблеме закредитованности региональных бюджетов, Министерству финансов Антона Силуанова даны поручения подготовить предложения по снижению долговой нагрузки. Даже несмотря на то, что этим собрался заниматься Минфин, первоначальные надежды были умеренно позитивными. Всё дело в том, что на совещании у Путина министр Силуанов в целом поддержал все конструктивные предложения.
Так, речь шла о замене коммерческих долгов регионов бюджетными, создании механизма инфраструктурных облигаций по ставке 3%, осуществлении вычета из суммы долга в случае инвестиций в реальный сектор экономики.
Тем не менее уже первое предложение, которое "выкатил" Минфин, заключалось в совершенно ином. Так, ведомство Силуанова предложило регионам брать новые кредиты либо после расчётов по прошлогодним, либо для их возвращения. То есть министерство предлагает рецепт в лучших традициях МВФ, выдавая новые займы для покрытия предыдущих долгов.
Здесь следует напомнить, как федеральным центром осуществлялась поддержка регионов в кризисном 2020 году. Тогда правительство предприняло очень эффективную меру, которая позволила субъектам не сократить, но и увеличить расходы. Так, из федерального центра поступила безвозмездная помощь в размере 280 млрд рублей, а ещё 223 млрд выданы по льготной ставке в 0,1% на срок до 1 июля 2021 года. По процентной ставке вопросов, конечно, нет, но что касается сроков займа, то здесь возникает обоснованное недоумение. Бюджеты большинства регионов не способны вернуть за семь месяцев суммарно 223 млрд рублей. Экономика ряда субъектов до сих пор не восстановилась после кризиса, что продолжает сказываться на доходной части региональной казны. Вместо того чтобы требовать возвращения краткосрочных займов, Министерство финансов, наоборот, должно было бы продлить срок возврата кредита.
Подобная возможность у правительства имеется. Для этого необходимо провести реструктуризацию кредитов, переведя их в долгосрочный формат (10-15 лет). При этом ставка также может измениться с 0,1% до, например, уровня "инфляция + 1%". Перевод этих обязательств с баланса федерального казначейства на баланс Фонда национального благосостояния (ФНБ) позволит избавиться от кассового разрыва в госбюджете.
Вместе с этим интенсивная программа взрывного увеличения региональных инвестиций, разрабатываемая в настоящий момент Министерством экономического развития под кураторством первого вице-премьера Андрея Белоусова, способна существенным образом сократить долговую нагрузку на регионы. Как раз в перспективе указанных 10-15 лет. Одним из пунктов программы является возможность списания бюджетных долгов в том случае, если региональное правительство осуществляет масштабные госинвестиции в реальный сектор экономики. Сумма списания будет равна объёму дополнительных налоговых поступлений, которые сгенерирует проект после начала реализации. То есть при подобной схеме потери не понесут ни региональные бюджеты, ни федеральный. Именно поэтому субъектам необходим перевод краткосрочных займов в долгосрочные.
К сожалению, Министерство финансов руководствуется совершенно иной логикой. В очередной раз складывается впечатление, что главной задачей ведомства Силуанова является не развитие государства, а повышение всеми способами доходной части бюджета. Отчасти это даже могло быть обоснованно, но только в том случае, если бы государственная казна действительно испытывала проблемы. Однако дорогая нефть полностью компенсирует выпадающие нефтегазовые доходы. Более того, Минфин перешёл к рекордным в этом году размещениям облигаций федерального займа (ОФЗ). Так, на прошлой неделе ведомство Силуанова смогло привлечь 355 млрд рублей. Исходя из этих цифр, становится понятно, что Министерство финансов хочет "содрать" с регионов сумму, на 37% меньше той, которую получает всего лишь за один аукцион ОФЗ.
Вместо этого правительство во главе с Минфином, наоборот, должно наращивать бюджетную поддержку регионов. Разумеется, соблюдая два условия:
- Осуществление жёсткого контроля над расходованием средств
- Осуществление "инвестиционных" займов
Первый вице-премьер Андрей Белоусов как раз прилагает усилия для этого. Так, идёт активная проработка региональных инвестиционных проектов, которые будут поддержаны федеральным правительством. На эти цели предусмотрено 420 млрд рублей, из которых уже выбрана сумма, равная практически 100 млрд. И работа продолжается.
Сторонники государственного капитализма осознают, что снижение долговой нагрузки регионов должно происходить не путём выплат кредитов, что, в свою очередь, приведёт к сокращению расходов региональных бюджетов, а путём роста доходной части через рост инвестиций и, как следствие, внутреннего регионального продукта субъектов России. В этом, наверное, одно из главных отличий "государственников" от просто капиталистов. Во всяком случае, не только для отдельных регионов, но и всего населения и экономики страны.
Свежие комментарии