Хорошее - повтори. Похоже, именно этим принципом руководствовались фирмы "Белл Текстрон Инкорпорейтед" и "Сикорский" (ныне - дочерняя компания концерна Локхид Мартин), когда начинали конкурс на проектирование новейшего вертолёта для армии США. Моментально вспомнилась предыдущая попытка спроектировать "вертолёт будущего" в рамках программы LHX (Light Helicopter Experimental). Эта знаменитая история давно приводится, как один из ярких примеров грандиозной коррупции в американском военно-промышленном секторе и стала настоящей легендой в области оборонных попилов.
Напомню, что в течение 12 лет, начиная с 1992 года, конструкторское бюро Сикорского, тогда ещё принадлежавшее Боингу, проектировало и строило прототип "супер-пупер" стелс-вертолёта, способного летать с огромной для такого типа машин скоростью и при этом оставаться невидимым для радаров. Новинке, получившей название RAH-66 "Команч", посвящали компьютерные игры, презентации и даже эпизод из голливудского боевика про зелёного громилу Халка. Что и говорить, форму ему придумали причудливую и очень киношную. Фактически живое воплощение фантастических киносаг, эпохи "Звёздных войн".
Но одно дело красивые обводы и дизайнерские изыски, и совсем другое - реальные боевые возможности машины. А с этим у вертолёта, стоившего по замыслу создателей, почти в три раза дороже знаменитого "Апача", было не очень. Слабое вооружение и никакое бронирование не смогли компенсировать ни дизайн, ни рекламные кампании в поддержку этого чуда техники. В итоге, компания Сикорский построила два действующих прототипа, каждый из которых обошёлся военному бюджету США в 4,4 миллиарда долларов. И на этом программа была закрыта. Естественно, никто за ту историю ответственности не понёс, о ней просто тихо попытались забыть. Хотя, злоупотребления и нецелевые расходы фиксировались буквально на каждом этапе строительства злосчастного "Команча". Фирмы-разработчики, получив солидную компенсацию за отмену программы, пообещали учесть ошибки прошлого и впредь их не повторять. Но похоже, единственный опыт, который им удалось извлечь, это то, что деньги можно делать без особых усилий и никому отвечать в случае неудачи не придется. В декабре 2018 года, в новой вертолётной программе Пентагона Future Attack Reconnaissance Aircraft (FARA), приняли участие все те же люди, неплохо попилившие на безвременно почившем "Команче".
FARA задумывался как винтокрылый штурмовик-разведчик. По замыслу и техзаданию американских военных, это должен был быть компактный вертолёт лёгкого класса, способный поддерживать группы Сил Специальных операций и наносить удары и днём и ночью, без оглядки на погодные и световые условия. В 2021 году корпорации представили два прототипа, каждый из которых обошелся Пентагону более, чем по миллиарду долларов за единицу. Обе модели: "Белл 360 Инвайктус" и "Сикорский Райдер-Икс", собирались опробовать до конца нынешнего года. Но что-то пошло не так. Чтобы запустить пробные партии, обе фирмы потребовали от военного ведомства 5 млрд долларов. Звездно-полосатые военные почесали в голове и решили сомнительную лавочку прикрыть. Слишком вся эта история походила на финансовую "чёрную дыру" с "Команчем", куда бесследно засосало 9 млрд военного бюджета. На этот раз понадобилось всего пять лет и три миллиарда улетевших в никуда средств, чтобы осознать никчёмность данной затеи. Как заявил курировавший программу генерал Джеймс Рейни:
"Мы добились большого прогресса, у нас есть импульс, подавляющее большинство наших знаковых усилий по проектированию новой машины произошли либо вовремя, либо с опережением графика и начали превращаться в возможности. Но новые условия войны породили новые ожидания и потому программа FARА закрывается, как и беспилотные программы Shadow и Raven".
Это уже четвертая с 1992 года попытка сделать разведывательно-ударный вертолёт для армии США. Все они оказались провальными, а "Команч" и FARA ещё и чрезвычайно затратными, с одинаковым нулевым выхлопом. Но производителям вертолётов по этому поводу грустить не приходится. В 2025 году Пентагон планирует провести новый вертолётный тендер, уже в рамках программы Future Long Range Assault Aircraft. Так что, унывать некогда, пора с новыми усилиями браться за дело.
Свежие комментарии