Вместо эпиграфа анекдот:
А я вот помню, когда доллар был совсем маленьким, ему только 60 копеек было. С тех пор он рос, повзрослел и теперь вот стареет, ему уже 80. Думаю, скоро он умрет.
Есть у финансистов и инвесторов такой интересный термин — «медвежий рынок». Означает он длительное снижение активов на бирже и пессимизм по вложениям. То есть, если по-простому, это падающий рынок. Кстати, в противовес ему есть еще «бычий рынок». Когда все, наоборот, растет.
Но к чему я это вообще вспомнила? А вот к этому графику:

Тут идет сравнение падения курса доллара в разные годы: 1973-й, когда закончилась Бреттон-Вудская система, 1986 год и нынешний, 2025-й. Картинка для американцев мрачная. Доллар падает.
Он упал на 14,4% по отношению к швейцарскому франку, на 13,4% по отношению к евро, на 10,5% по отношению к японской иене и на 9,6% по отношению к фунту.
Современная экономическая наука говорит, что точкой невозврата, то есть моментом, когда экономика страны впадет в неконтролируемый кризис, является цифра падения в 20%. Не зря ее на этом графике тоже указали.
Собственно говоря, это и ожидалось. Я еще до момента выборов Трампа писала, что единственный способ хоть как-то удержать страну для него — это рушить стоимость доллара. Это и происходит.
Делается это совершенно целенаправленно. Пока ехидные продемократические СМИ ржут над заявлениями американского президента по поводу пошлин и присоединения земель, инвесторы голосуют рублем, то бишь долларом.
И, как обычно, такие колебания будут негативно сказываться на простых американских людях.
Понимает ли это американский президент? Да, понимает. В его «самом прекрасном законе», который он с трудом протащил-таки через конгресс, содержатся некоторые послабления для граждан. Там есть и отказ от налога на чаевые, что Трамп обещал ввести во время предвыборной кампании, и снижение налогов на переработку. Все это прежде всего касается беднейших слоев населения.
Но мы-то с вами, пережившие не один кризис, понимаем, что такие послабления — капля в море. Тем более что для осуществления этого закона США придется еще глубже влезть в долги. А график, который я привела, создан до момента принятия этого закона. То есть дальше тенденция продолжится до тех самых искомых 20% снижения доллара по отношению к другим мировым валютам.
А вот вам еще один очень интересный график.

Это чистые национальные сбережения США по отношению к ВВП в процентах и по годам. Почему по отношению к ВВП? Потому что таким образом мы можем учесть еще и реальную инфляцию.
Что такое чистые сбережения? Чистый баланс консолидированного правительства США плюс чистые сбережения домохозяйств США плюс чистая скорректированная прибыль компаний. По бизнесу скорректированная прибыль считается как прибыль минус налоги минус дивиденды и капитальные трансферты.
Зачем нам нужен этот показатель? Чистые сбережения показывают возможность страны увеличить инвестиции в развитие без привлечения внешних активов, то бишь иностранных. Фактически, несмотря на все вклады, крипту, акции и другие развлекухи, у США нет денег для собственного развития.
Конечно, когда мы видим официальные циферки — все выглядит не так и страшно. ВВП страны-то растет. Но если погрузиться внутрь статистики, можно обнаружить, что прибыль приносят только около 20 компаний. Причем тех, что в США принято называть технологическими, а у нас — IT. Это Майкрософт, Амазон, Апплы всякие и т.д. В том числе и компании по внутреннему развитию телефонии и интернета. Все. Промышленный сектор не растет совсем. Последние лет 10 как. Торговля показывает небольшой рост прибыли, но в основном за счет инфляции.
Что дальше будет?
В течение ближайших месяцев доллар США пересечет психологическую отметку в 20% падения с начала года. И станет для инвесторов токсичной валютой.
Особенное неудобство тут в том, что доллар не только платежная система, но и эталон. Во всем мире заключаются контракты даже в национальных валютах, но при этом указывается, что эквивалент в долларах США. Нефть считается в долларах США. Да что далеко ходить. Часть пошлин в нашей родной России рассчитывается на основании долларов США. Так было принято потому, что доллар являлся самой стабильной валютой в мире. Теперь эта стабильность закончилась.
Что это означает для нас? Зависит от того, насколько БРИКС на самом деле подготовил замену баксу. Именно как эталону расчетов, а не платежной системе, конечно. Если готовы — ничего особо страшного не произойдет. Кроме безумия пары ближайших лет в политике коллективного Запада, яростно стагнирующего. Если не готовы — возможны варианты. Впрочем, скорее всего, просто ускорятся и таки сделают.
А что для США? Там начнется стремительное обнищание людей. И вопрос опять стоит в том, насколько внутренние центробежные силы расшатают ситуацию. Когда обнищание идет на фоне изменения миграционной политики — могут быть очень интересные варианты, знаете ли. Свободу Калифорнии!
Ну, вот, как-то так. Всем информационной гигиены.
_____________________________
Свежие комментарии