На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 571 подписчик

Свежие комментарии

  • Роман Романов
    Я не писал в администрацию ресурса "МирТесен", я прямо Общественную электронную приемную Роскомнадзора. А там, я дума...Молчание кладбищ:...
  • Роман Романов
    Ну если вам нечего боятся, то и не стоит так переживать. А за меня не беспокойтесь. Там разберутся кто на кого работа...Молчание кладбищ:...
  • Людмила Фирстова (Таран)
    Роман Романов, именно вы пишите по методичке Ми6 и Госдепа, мне бояться нечего, любое вами написанное заявление не по...Молчание кладбищ:...

Алиев обозначил развал тюркского мира...

После того, как на саммите Европейский союз – Центральная Азия, прошедшем в Самарканде, три страны-члена организации — Узбекистан, Казахстан и Туркменистан — подписали декларацию, выразив приверженность резолюциям Совета Безопасности ООН, согласно которым провозглашение независимости турок Северного Кипра (ТРСК) считается нелегитимным, азербайджанские и турецкие эксперты стали заявлять, что в организации тюркоязычных государств (ОТГ) наметился серьезный раскол по кипрскому вопросу.

Помимо этого, среднеазиатские республики решили повысить уровень своих дипломатических отношений с греческой частью острова, назначив в Республику Кипр послов-резидентов. То есть по факту в Организации Тюркских Государств наметился серьезный раскол сразу по двум направлениям: кипрской проблеме и вопросу об отношениях с Европейским союзом (ЕС).

И не только это. Сразу после саммита в Самарканде президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на международном форуме в Университете АДА в Баку, сделал резонансное заявление по поводу поставок азербайджанского газа в Европу.

«Мы уже работаем над созданием газораспределительной сети в некоторых европейских странах. В некоторых из них ее нет, а в других она должна быть расширена. Азербайджан планирует это сделать. Таким образом, география наших поставок газа однозначно расширится, — говорил он. - Нам нужно быть уверенными в том, что на европейском рынке в течение нескольких лет еще будет в этом потребность. Если у нас не будет такой гарантии, то ни инвесторы, ни страны не будут вкладывать деньги. Это приведет к тому, что возникнет огромный дефицит природного газа».

Напомним, что сегодня Азербайджан поставляет природный газ в 12 стран, причем 10 из них - европейские, включая восемь государств ЕС. Но азербайджанский газ не востребован в Европе. То есть, лидеру Азербайджана не удается разыгрывать с ЕС каспийскую энергетическую карту, упрочнить свои позиции на мировой политической арене. Теперь он вскрывает базовую проблему, о которой не говорили громко, но которая назревала и была выплеснута в Самарканде.

Мы на пороге новой геополитической интриги, результаты которой могут серьезно повлиять не только на транспортировку энергоресурсов, но и на расклад так называемых тюркских сил в каспийском и близлежащих регионах. Пока же среди стран страны тюркского мира появились такие, которые предпочитают следовать своим путем, а не в фарватере геополитических устремлений Анкары и Баку. В свою очередь рушится модная концепция превращения «в XXI веке тюркского мира в доминирующим фактором на евразийском пространстве от Балкан до Китайской стены». Кипрский вопрос становится не только видимым поводом для обозначения курса стран Средней Азии, созвучного с позицией Европы, США и России, но и фиксирует новые геополитические реалии с выводом тюркского мира на вторую или третью орбиту мировой политики. При этом прикаспийские углеводородные запасы перестают играть ключевую роль.

Эту позицию фиксировало турецкое издание Daily Sabah, когда описывало превращение Средней Азии в арену соперничества между Россией, Турцией, ЕС, США и Китаем, указывая, что не общетюркская солидарность, а экономика будет доминировать в принятии решение странами региона. Сейчас, как утверждает американский эксперт Уолтера Рассела Мид, «мы наблюдаем смещение во внешней политике стран региона в сторону экономического прагматизма, местного этнического патриотизма и грамотного реализма». При этом парадоксально, но может стать фактом альянс на этом плацдарме интересов ЕС и китайской инициативы «Один пояс — один путь», что превращает Среднюю Азия, а не Азербайджан вместе с Турцией в ключевой транзитный коридор на мировые рынки посредством ж/д и автомобильных перевозок, минуя бурный Ближний Восток. Такой сдвиг в стратегии приобретает существенный характер, так как происходит смена альянсов и появления новых возможностей для прорыва вперед Средней Азии. К тому же зацикленность только на Турцию снижает для них возможности для широкого балансирования и маневрирования.

И, похоже, что Анкару и Баку такой ход событий застал врасплох. Интегрированный с Европейской комиссией Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) полностью прекратил финансирование проектов по ископаемому топливу под предлогом превращения ЕС к 2050 году «в углеродно-нейтральный». Это ставит под сомнение реализацию проекта поставок газа в Европу из Средней Азии через Азербайджан и Турцию. Анкара пока молчит. Но, как предостерегает Алиев Европу, Баку может стать новым тюркским центром, ориентированным на Восток, а не Запад. Посмотрим, что из этого всего получится, ведь главное не опоздать на новый геополитический поезд.

Автор: Тарасов Станислав

______________________________

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ

наверх