На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Неспешный разговор

21 611 подписчиков

Свежие комментарии

  • Eduard
    Бто не значит что заплатят! Тем более суд Западный!Путин не стал тер...
  • Игорь Меликов
    Мудрое решение! И детей взяли пол защиту и мерзавцев лишили одной кормушки!Путин закрыл сбор...
  • Светлана Зуева
    Не давать продыха чубатым и всей европейской шушаре! Надо их разорить так чтоб не сиогли подняться лет 150!«Можете не рассчи...

Россия вошла в «Большую четвёрку». Это только начало

 

Россия вошла в четвёрку лидеров в области композитов, и очередным доказательством стал спущенный на воду в эту пятницу корабль с самым большим в мире композитным корпусом. Однако далеко не единственный пример, и российские материалы сегодня находят всё большее применение, а мы стоим на пороге большого прорыва в их использовании.

Об этом, а также о новой истории героического спасения расскажем после краткой сводки позитивных новостей.

Время новостей

Ракетные войска стратегического назначения провели испытательный пуск межконтинентальной баллистической ракеты с перспективным боевым оснащением.

На Средне-невском судостроительном заводе спущен на воду минный тральщик проекта 12700.

Спуск корабля противоминной обороны проекта 12700 "Лев Чернавин" / Фото: Корабел.ру

На архипелаге Северная Земля в Арктике построен новый аэродром для тяжёлых транспортных самолётов.

В Москве открыт Центр управления полётами малых спутников.

В Томске создан крупнейший в России биобанк микроорганизмов из кисломолочных продуктов.

Представлен совершенно новый российский грузовик от Брянского автомобильного завода.

Представлена первая российская базовая станция 5G.

Создана первая российская базовая станция 5G: известны сроки, затраты и характеристики

На Волгоградском нефтеперерабатывающем заводе завершён проект модернизации за 12 млрд рублей.

ЛУКОЙЛ завершил реконструкцию установок ЭЛОУ-АВТ-5 на Волгоградском НПЗ

После 9 лет простоя возобновляет работу Луганский авиационный ремонтный завод.

В Белгороде открыто ювелирное производство.

В Новосибирске – производство ПЭТ-тары.

В республике Марий Эл – репродукторы птицефабрики.

История вопроса

Рассказ о российских композитах нужно начать с 30-ых годов прошлого века. Тогда советское авиастроение искало выход из инженерного тупика – деревянная конструкция самолётов уже не отвечала современным требованиям, а немцы начали делать первые в мире цельнометаллические самолёты.

Отставать было нельзя, но и наладить массовый выпуск самолётов из авиационного алюминия мы не могли – его просто не хватало. Дело приняло опасный оборот, однако решение было найдено. В 1935 году советские инженеры разработали самый настоящий композитный материал, правда, деревянный. Он получил название дельта-древесина и создавался путём прессования слоёв берёзового шпона, пропитанного специальными составами. Материал уступал по прочности дюралюминию, но намного превосходил простую древесину, не гнил и самое главное – не горел.

Из нового материала был создан истребитель ЛаГГ-3, который по живучести конструкции превзошёл аналогичный Як-1. После войны этот композит применялся в гражданской и военной технике – из него производились лопасти вертолёта Ми-10 и воздушные рули ракеты семейства Р-7.

Ещё один прорыв состоялся в 1997 году, когда в воздух впервые поднялся экспериментальный и очень необычный даже для нашего времени самолёт Су-47 «Беркут». Его крыло обратной стреловидности обеспечивало выдающуюся манёвренность, но при этом испытывало колоссальные нагрузки. Чтобы увеличить жёсткость крыла, российские инженеры решили использовать новейшие композитные материалы. В результате конструкция «Беркута» содержала 13% композитов – настоящий прорыв для своего времени. И хотя самолёт в серию не пошёл из-за дороговизны и сложности производства, он одарил нас целой россыпью новейших технологий, которые открыли дверь в новую эпоху.

«Чёрное крыло»

Все вы помните, как американцы пытались сорвать производство российского самолёта МС-21 запретом на поставки композитных материалов, но лишь ускорили процесс импортозамещения. На сегодня все иностранные композитные элементы лайнера заменены на российские, и на них приходится 40% массы самолёта.

Содержатся композитные детали и в двигателе ПД-14, серийное производство которого началось на прошлой неделе в Перми.

В конструкции истребителя пятого поколения Су-57 доля композитных материалов составляет 25%. Это меньше, чем в МС-21, но и требования к военной авиации другие, нежели к гражданской.

Композитные элементы используются в российских вертолётах, не обходятся без них и беспилотники.

Если с применением новых материалов в авиации всё ясно, то в судостроении ситуация несколько иная.

Спущенный на воду новейший корабль противоминной обороны «Лев Чернавин» проекта 12700 «Александрит» является уже восьмым в серии и отправится служить на Балтику, где ввиду очередного раунда расширения НАТО становится всё тревожнее.

Проект 12700 уникален не только для российского, но и мирового судостроения. Не вдаваясь в детали, отметим, что он имеет самый большой в мире корпус из композитного материала – монолитного стеклопластика, сформированного методом вакуумной инфузии. Он значительно легче и прочнее металлического, и ему не страшна коррозия. Вспомним, что речь идёт про корабль противоминной обороны, а значит, с таким корпусом ему не страшны и магнитные мины. Планируется, что корабли проекта будут составлять основу минно-тральных сил флотов ВМФ России. Следующий в серии будет заложен этим летом, а ещё два уже находятся в стадии строительства.

Композитный корпус для минного тральщика – это оправданное решение, но в целом судостроение пока предпочитает использовать сталь, так как она существенно дешевле.

Используются композиты и в конструкции российских поездов. Например, при производстве новейшего электропоезда «Иволга 3.0.», который недавно впервые вышел на маршрут. Вскоре в Ульяновской области начнётся выпуск отечественных композитных лопастей для ветрогенераторов. Уже широкое применения находят композиты в производстве потребительских товаров и, несомненно, этот рынок будет быстро расти.

Теперь представьте, что было бы, если в 2023 году Россия не умела производить необходимые материалы.

Композиты – в массы!

Россия, действительно, вошла в четвёрку лидеров в области композитов: в этом списке наряду с нами США, Япония и Западная Европа. При этом наша промышленность вышла на стопроцентное импортозамещение по всей линейке продукции, обеспечив необходимое качество. Отрасль растёт на 10% в год, в стране реализуется больше 150 проектов с объёмом инвестиций 160 млрд руб. Но нам есть к чему стремиться.

В первую очередь необходимо масштабировать имеющееся производство. Необходимо вовлечение в отрасль новых кадров: технологов, конструкторов, химиков. Необходима ликвидация большого количества устаревших бюрократических преград, обновление технических требований и ГОСТов. Необходимо формирование спроса на конечный продукт со стороны промышленности и народного потребления. И, наконец, необходимо развитие технологий вторичного использования композитов.

По сути, нам необходимо повторить один из этапов индустриализации прошлого века, только наши предки в 30-ых годах развивали металлургию, а нам нужно развить композитостроение, которое, по прогнозам, превзойдёт чёрную металлургию. Тогда к 2030 году мы не просто сохраним своё место в «большой четвёрке», но и станем её лидером.

Будем держать вас в курсе событий в следующих выпусках. Далее о героях.

Время Человека

В Омской области загорелся частный дом. На счастье мимо проезжал начальник караула пожарно-спасательной части Владимир Теслов, который в этот момент находился в отпуске. Он немедленно сообщил о происшествии коллегам и, зная по опыту, что счёт может идти на минуты, не дожидаясь их прибытия, поспешил на помощь. Предчувствия его не обманули. В доме он обнаружил девочку 6 лет и её бабушку. Они заметили пожар и собирали вещи, но очень медленно, не осознавая всей опасности. Владимир вывел их на улицу и вернулся на кухню, где, как и предполагал, находился газовый баллон. Спасатель демонтировал его и вынес наружу, в доме к тому моменту находиться без защитного костюма было уже опасно. Вскоре прибыли сотрудники МЧС и ликвидировали пожар. Но если бы Владимир не поспешил на помощь, то баллон мог взорваться, а люди погибнуть.

Владимир служит в пожарной охране уже более 25 лет. Он говорит, что помогать нужно всегда, неважно, в отпуске ты или на работе. Желаем ему крепкого здоровья и благодарим за подвиг!

Ссылка на первоисточник
наверх