31 декабря 1999 года, накануне нового тысячелетия, президент Борис Ельцин объявил о своей отставке. По этому случаю Борис Николаевич прочитал целую речь, которую транслировали по телевидению. Однако многим россиянам запомнились только два предложения из всего сказанного Ельциным: «Я устал» и «Я ухожу».
Вот только говорил ли нечто подобное президент на самом деле? Отставка и последняя речь Отставка Бориса Ельцина, по мнению многих современных аналитиков, была предопределена. Одним из основных доказательств подобным суждениям служит тот факт, что за несколько месяцев до памятной речи депутаты Государственной Думы предприняли попытку снять Бориса Николаевича с занимаемого им высокого поста. Специальная комиссия составила документ, согласно которому Ельцин был виновен в таких деяниях как: государственная измена, захват и злоупотребление властью, превышение полномочий и геноцид народов России. Как пишет в своей книге «Преступность ХХ века» Виктор Лунеев, для импичмента не хватило всего несколько голосов. Именно поэтому для многих уход Ельцина на самом деле не был неожиданностью. О своей отставке Борис Николаевич сообщил на рубеже третьего тысячелетия, в Новогодний вечер 31 декабря 1999 года. Ельцин поздравил россиян с праздником и заявил, что обращается к ним в качестве президента страны в последний раз. Борис Николаевич заверил граждан в том, что утверждение вроде «Ельцин любыми путями будет держаться за власть» являются откровенным враньем. И тут же это доказал, сказав, что намерен уступить дорогу новым и энергичным политикам.Настоящие выдержки из речи В общей сложности речь президента длилась около 10 минут. Но из всего сказанного Борисом Ельциным большинству россиян запомнились лишь два предложения: «Я устал» и «Я ухожу». Вот только на самом деле Борис Николаевич подобных слов не произносил вовсе. По крайней мере, в такой формулировке. Если обратиться к тексту, который читал 31 декабря 1999 года Ельцин, и приведенному в частности в книге Николая Кожевникова «Лучше поздно, чем никогда», то становится ясно, что президент действительно употребил в своей речи как фразу «Я хожу в отставку», так и фразу «Я ухожу». После «Я ухожу» Ельцин добавил: «Ухожу раньше положенного срока». А вот предложения «Я устал» Борис Николаевич, который действительно выглядел на экране усталым и больным, на самом деле не произносил вовсе. На этот факт указывает в своей книге «Исправляя переисправленное» и Олег Колмаков. Тем не менее, как замечает на страницах издания «Русская Америка» Лим Ворд, официальное десятиминутное заявление Бориса Ельцина «трансформировалось» в короткое: «Я устал. Я ухожу». А виной тому, по мнению Ворд, неизученные еще до конца психологические законы.
Эффект Манделы Психологический закон, о котором пишет Лим Ворд, называется «эффектом Манделы». Данный феномен, как утверждает автор книги «Тафти жрица. Гуляние живьем в кинокартине» Вадим Зеланд, выражается в том, что сотни, тысячи и порой и миллионы людей помнят то, что на самом деле никогда не происходило. Это явление получило свое название благодаря лидеру ЮАР Нельсону Манделе. Если верить Любославу Качурину, автору книги «После Большого взрыва», участники одной из конференций, посвященных поп-культуре, обнаружили, что точно знают о том, что Нельсон Мандела погиб в тюремных стенах еще в 1980-х годах. Уверенных именно в этой версии смерти южноафриканского политика оказалось несколько сотен. Вот только на самом деле 95-летний Мандела умер в столице ЮАР в 2013 году в силу естественных причин.
Юлия Попова
Свежие комментарии