Традиционный анекдот в тему:
Ученики 6 "Г" класса из средней школы №62, ходившие к историку в кружок реконструкции, настолько хорошо воссоздали события XIII века, что половина одноклассников умерла от чумы, а учительницу химии сожгли на костре как ведьму.
Мы сейчас удивляемся, что в Арабских эмиратах воришке за кражу сразу делают маникюр по локоть. Насильникам в Дубае тоже маникюр делают, только не на руке. В Афганистане за оскорбление могут подстричь под котовского с полным демонтажом головы.
Какой ужас, как они так живут?
Однако если посмотреть в прошлое, в средние века и даже в более просвещённое Новое время в Европе жить было намного "веселее". Родилась слишком красивой, соседка позавидовала и вот очередная ведьма горит на костре, устроенном местными участковыми инквизиторами. Решил в лесу поймать кролика сел в тюрьму на 5 лет за порчу охотугодий. Все заболели чумой, а ты просто мыл руки и не пил грязную воду - соседи стукнули, что ты колдун и снова вызвали участковых.
Кстати про чуму.
Так себе была болячка. Никто не знал откуда, почему она пришла, населением строились догадки, мол это происки сарацин, наказание божье, и даже... что было небезопасно для себя лично... накосипорил кто-то из власти или, опять же, ведьмы свинью подложили. Как следствие, костры (совсем не рябин) на городских площадях возникали с завидным постоянством.
А то, что мыться нужно чаще, не здороваться за руку со всякими встречными, никто даже не подумал. Вот и выкашивала эта нехорошая вещь по половине Европы за раз. За что её вполне обоснованно боялись.
Но была в старушке Европе ещё одна болезнь, которой боялись даже сильнее, чем обычной чумы. А про тиф, дизентерию или рядовой понос от немытых фруктов и говорить не приходилось - это так, детские шалости для того времени, хотя и они не способствовали демографии в общеевропейском масштабе.
Болезнь эта называлась - стеклянная чума.
И болели ею... даже не люди.
Да и жизней она унесла всего... 3. ТРИ!!!!!
Это даже меньше, чем статистическая погрешность.
Но обо всём по порядку.
В 15 веке в Европе образовался бум на стеклянные изделия. Если раньше их везли из Венеции, Азии, с Востока, то примерно в пятнадцатом столетии европейцы, наконец-то начали выплавлять более менее нормальное стекло. Тут же появились мастера, которые начали специализироваться на изготовлении посуды не "для всех".
То есть обычному человеку шло простое прозрачное или мутноватое стекло, а дворянам, богачам, духовенству и уж тем более королям и крупным феодалам такое стекло не подходило. Для них варили особую посуду, либо из цветного художественного стекла, либо из просветлённого оксидом свинца (то есть типа хрусталя).
Стекло в то время было удовольствием не из дешёвых не только потому, что так хотели сами стеклодувы, но и из-за "импортных комплектующих". Художественное цветное стекло красили оксидами и солями металлов, различными пигментами, которые... правильно стеклодувы или искали сами, или покупали на стороне у химиков алхимиков.
Алхимики же в поисках философского камня и возможности получать золото из простых, неблагородных металлов успеха не достигли. Поэтому золото зарабатывали на продаже химических красителей и прочих химреактивов. Хотя, в принципе одно на одно и выходило, ведь из-за постоянных нападок инквизиторов, им приходилось очень не сладко.
Вот и ломили они цены за свои услуги будь здоров!
Кроме того, цветное стекло в то время - это был чистый эксперимент. Ну, не знал стеклодув на 100% что у него получится, учебников по неорганической химии тогда не было, всё делалось на коленке. И если что-то получалось, то первым делом получившуюся вещь тащили королю или местному феодалу:
- Вот зацени царь-батюшка, что мы сваяли!
Ну, и тот или покупал за очень много денег, или забирал, или ещё как-то, может даже по бартеру рассчитывались.
Особенно ценилось иризированное, красное, малиновое, оранжевое, ярко-жёлтое, синее стекло. Такую посуду дарили исключительно королям. И даже просто очень богатый человек, который вдруг в тайне решил прибарахлиться красным стеклышком, рисковал лишить головы.
Ибо не по статусу вещица!
И тут мы подходим к самой болезни. Дело в том, что спустя несколько лет некоторые вещи из дорогого "королевского" стекла могли внезапно начать тускнеть. Вместо яркого, насыщенно красного цвета стекло становилось:
- сначала мутным;
- потом грязным;
- после чего приобретало насыщенный молочный оттенок с эффектом лёгкой пожамканности, типа кракелюрного лака.
И эта грязь не удалялась ни средневековым фейри, ни песочком, ни мылом, ни щёлочью, вообще ничем!
На последнем же 4-м этапе стекло начинало трескаться в мелкую сеточку, в этой сеточке селились нехорошие микробы, которые делали сеточку разноцветной: иногда зелёной, иногда серой, просто мутной, коричневой. То есть в целом очень дорогая и красивая вещь превращалась в невообразимое страшилище.
Объяснить это стеклодувы не могли. Зато прекрасно смогли объяснить граждане из инквизиции, которые растолковывали опечаленному монарху, что, дескать, накосячил он. Сосуд сделан красным не просто так, это отражение чистоты монаршей власти, а если она потускнела, то скоро жди беды.
Именно поэтому стеклянной чумы боялись как огня, так как она предвещала большие проблемы в общегосударственном масштабе. Естественно, по мнению инквизиции, что бы такое не произошло нужно было кого-то сжечь. Короля не вариант, поэтому крайним, как правило, оказывался мастер-стеклодув, из рук которого вышел не совсем такой сосуд.
В общем получалось так, что болела посуда, боялся король, а на костре казнили мастера. И все, естественно, за исключением мастера, радовались, что очень легко отделались и вовремя перебдели. Говорят, что такими вещами не шутят, но в этом случае инквизиция выполняла роль своеобразного ОТК, технадзора и санэпидемстанции.
За всю историю стеклодувного дела в Европе казнили 3-х мастеров. По сравнению с ведьмами, колдунами и алхимиками, в принципе, не так уж и много. Но и этого количества вполне хватило, чтобы мастера более тщательно подходили к процессу изготовления "королевского стекла".
Свежие комментарии