Российские инженеры совершили переворот в сфере двигателестроения для атомных ледоколов. Крыловский государственный научный центр и концерн «Русэлпром» создали гребные электродвигатели (ГЭД) недосягаемой ранее суммарной мощностью 60 МВт. Подробнее об этом подвиге импортозамещения мы писали в первой части. Однако только на создании уникальных механизмов эта история не заканчивается.

SFERA — Pro Технологии
Видеть цель, не видеть препятствий
4 февраля 2020 года новый, самый мощный в мире атомоход российской постройки планово проходил швартовые испытания. Ранее все двигатели уже прошли проверку на стенде. Поэтому внезапная поломка стала полной неожиданностью. У правого ГЭД произошел отказ обмотки носового статора. В срочном порядке производитель — Ленинградский электромашиностроительный завод (входит в концерн «Русэлпром») собрал комиссию, и уже 14 февраля она вынесла вердикт: механизм ремонту не подлежит, требуется замена. На производство, поставку и установку нового электродвигателя требовалось до 15 месяцев, что значительно отодвинуло бы сроки ввода судна в эксплуатацию.
В результате долгих обсуждений и расчетов было принято решение передать судно «Атомфлоту» в текущем состоянии, а позже заменить сгоревшее оборудование.

SFERA — Pro Технологии
Об этом сообщили в пресс-службе «Росатома»:
«По данным ПАО «ЦКБ «Айсберг», отклонения от проектных характеристик судна будут незначительными, что позволит атомоходу эффективно работать в Арктике. Мощность ледокола составит 50 МВт (вместо 60 МВт), потеря ледопроходимости составит до 20 см (от 2,9 метра), а скорость — 0,6 узла (от 22 узлов по чистой воде). Замена гребного электродвигателя будет произведена в период с августа по ноябрь 2021 года. В это время в акватории Северного морского пути услуги атомохода не востребованы».
Окончание испытаний прошло штатно, и в октябре 2020 года ледокол был передан заказчику. В зимний период судно успешно эксплуатировалось с «определенными ограничениями», а в сентябре встало на ремонт. 24 ноября 2021 года работы были окончены, и ледокол вышел в море уже «на полном ходу».

SFERA — Pro Технологии
Пятна на солнце
Последствия аварии устранили, но остался открытым вопрос о виновнике и возмещении ущерба. Изначально замену ГЭД оплатил страховщик ледокола АО «СОГАЗ», но он не хочет оставаться в минусе. Поиски источника поломки зашли в тупик: Крыловский ГНЦ обвинил в недоработке «Русэлпром», тот в свою очередь ответил, что сотрудники АО «Балтийский завод» могли нарушить требования руководства по установке или эксплуатации двигателя. Назначенная правительственная комиссия не смогла установить причину поломки двигателя. Стоит отметить, что позднее выдвигались даже версии о возможной диверсии, ибо общественность задалась вопросом «Кому это было выгодно?».
В таком положении страховщик решил заявить суброгационный иск (иск страховой компании к лицу, ответственному за убытки) к главному поставщику системы электродвижения — Крыловскому ГНЦ. Сумма иска составляет 240 млн рублей. Сложилась несколько парадоксальная ситуация: предприятие сначала создает технологическое чудо, а потом должно заплатить за его поломку при невыясненных обстоятельствах.

SFERA — Pro Технологии
Впрочем, эксперты считают, что заявленный иск может оказаться лишь бюрократической формальностью. Страховщик имеет законное право требовать компенсацию, и он это делает. Будет ли удовлетворен этот иск, решит суд. Можно надеяться, что в скором времени эта досадная история будет урегулирована, и ничто не помешает покорению льдов новыми российскими ледоколами проекта 22220.
Характеристики величия
В настоящий момент уже три ледокола проекта 22220 ЛК-60Я вышли в море. Первый из них — «Арктика», на котором и произошла досадная поломка ГЭД. Его основные характеристики:
· длина — 173,3 м, ширина — 34 м, высота — 52 м;
· ледопроходимость — 2,8 м;
· мощность на валах — 60 МВт/81 557 л. с.;
· скорость хода по чистой воде — 22 узла;
· минимальная рабочая осадка — 9,2 м;
· водоизмещение — 33,54 тыс. т;
· назначенный срок службы — 40 лет.

SFERA — Pro Технологии
Технический проект серии был представлен в 2009 году, в 2013 — заложено первое судно, а в 2016 оно было спущено на воду. Заказчиком выступил ФГУП «Атомфлот», исполнителем — АО Балтийский завод (принадлежит Объединенной судостроительной корпорации). Сейчас ледоколы проекта 22220 являются самыми большими и мощными в мире. Три из них — «Арктика», «Сибирь» и «Урал» — уже выполняют свои задачи во льдах, еще одно судно «Якутия» находится на испытаниях, ведется строительство пятого — «Чукотка». 2 февраля 2023 года «Атомфлот» и «Балтийский завод» подписали договор на строительство шестого и седьмого (пятого и шестого серийных) ледоколов «Камчатка» и «Сахалин».

SFERA — Pro Технологии
Взгляд за горизонт
По пути увеличения мощности, а значит, и ледопроходимости идут практически все страны, у которых есть ледокольный флот. Во всяком случае, пытаются идти. На американский Polar Star, который остался единственным работоспособным ледоколом в США, установлена дизель-электрическая установка мощностью 13 МВт и дополнительные газовые турбины. Вместе они могут обеспечить до 56 МВт, но лишь кратковременно, для выхода из стесненных ледовых условий. Однако у турбин оказался крайне небольшой ресурс, и на новом судне Polar Security Cutter планируют ставить только дизель-электрическую установку в 33,7 МВт.
В Китае от газовых турбин еще не отказались. Их собираются установить на тяжелый ледокол Xue Long 3 («Снежный дракон-3»). В сумме с дизель-электрической установкой удастся получить 50 МВт и преодолеть лед толщиной 2 м.
Всё это уже значительно меньше, чем у «Арктики», но Россия не собирается останавливаться на достигнутом.

SFERA — Pro Технологии
Взятие недосягаемой высоты
Если разработка ГЭД для проекта 22220 была сверхвысокой задачей, то теперь перед специалистами стоит просто космический барьер. На судостроительном комплексе «Звезда» идет строительство ледокола проекта 10510 «Лидер». Всего проект предполагает 3 судна, первое из которых планируют сдать в 2027 году. Это будут поистине гиганты длиной 209,2 м, ледопроходимостью 4,31 м и мощностью 120 МВт/163 154 л. с. Это означает, что судно не только сможет пройти в любом месте Арктики, но и то, что по двухметровому льду «Лидер» будет идти на хорошей скорости в 12 узлов.
«Судно проекта 10510 не имеет аналогов. Уникальный атомный ледокол обладает исключительными техническими характеристиками, которые позволят ему гарантированно обеспечить круглогодичные проводки в восточном районе Арктики. <...> Госкорпорацией «Росатом» поддержана инициатива Росатомфлота о присвоении сверхмощному атомному ледоколу проекта 10510 названия «Россия», — сообщил генеральный директор Росатомфлота Мустафа Кашка.

SFERA — Pro Технологии
Без сомнений, проект 10510 содержит множество уникальных технических решений, но в него также вошли элементы ледоколов 22220. В их числе турбины, насосы и гребные электродвигатели концерна «Русэлпром». Теперь перед конструкторами стоит еще более амбициозная задача — удвоить мощность силового оборудования.
Во время реализации проекта 10510 «Лидер» российским ученым и инженерам придётся ещё раз прыгнуть выше головы и свершить мировую техническую революцию. Мы, однако, не сомневаемся, что и эта задача будет на высочайшем уровне выполнена.
Свежие комментарии