Весь мир возбудился по поводу малых модульных реакторов (ММР, Small Modular Reactor, SMR). Во всех развитых и не очень странах обсуждается строительство таких установок, а конструкторы предлагают десятки различных вариантов.
Перед взором энергетиков и политиков пример российской плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС) «Академик Ломоносов».
Судно загнали в порт города Певек на Чукотке, и теперь ПАТЭС даёт Певеку надежные тепло и свет. Эти тепло и свет не зависят от восходов/закатов солнца, как солнечные панели, и наличия/отсутствия ветра, как ветрогенераторы.
- Вдобавок ПАТЭС, в отличие от угольных и газовых электростанций, не выделяет углекислый газ, который Организация Объединенных Наций объявила главным "врагом" человечества на том основании, что он якобы способствует глобальному потеплению.
Последняя громкая новость в связи с Малыми Модульными Реакторами (ММР): Европейская комиссия объявила о создании в начале 2024 года «Ядерного промышленного альянса», целью которого является "повышение роли атома в декарбонизации экономики" и необходимость "поддерживать как новые проекты в сфере ядерной энергетики на основе инновационных технологий, так и эксплуатацию существующих электростанций".
На сегодня только Россия ведет строительство АЭС малой мощности, в особенности для освоения арктических территорий.
Альянс сосредоточится на ускорении внедрения ММР, обеспечения их поставками сырья и оборудования и подготовкой квалифицированной рабочей силы, чтобы не отстать от России навсегда.
О перспективах ядерной энергетики в Европе, которая ещё совсем недавно пыталась от неё полностью отказаться, широко заговорили после того, как научными доводами были развеяны все мифы про опасность ядерной энергетики, и якобы её бесперспективность использования. В результате атомную энергетику внесли в таксономию устойчивого развитии евросоюза, как зеленую технологию наряду с ветро-солнечной энергетикой.
Научный центр ЕС представил самое детальное научное исследования по вопросам эксплуатации АЭС. Документ «JRC SCIENCE FOR POLICY REPORT» состоящий из 387 страниц, полностью противоречит тем тезисам, которые ещё недавно пытались применять к ядерной энергии. В результате оказалось, что современные АЭС, на гигаватт-час выработанной мощности, по уровню воздействия на окружающую среду не вреднее ветроэнергетики и превосходят солнечные панели.
Как подчеркнула Комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон во время открытия Европейского форума по атомной энергии (ENEF):
«В глобальной конкуренции очень многое поставлено на карту, и важно, чтобы мы сохраняли европейское технологическое и промышленное лидерство в ядерном секторе».
- Это стало окончательным нокаутом антиядерным воплям Германии!
Решение Европейской комиссии − ответ на совместное письмо Болгарии, Хорватии, Словакии, Словении, Финляндии, Франции, Венгрии, Нидерландов, Польши, Чехии, Румынии и Швеции, которые призвали Комиссию создать стимулы для инвестиций в ММР. Страны-подписанты проявили сдержанность в своих планах: они хотят увеличить ядерную мощность ЕС с нынешних 100 ГВт до 150 ГВт к 2050 году. Это рост на 1,9% в год. Сущая мелочь, но главное − процессу придан официальный статус, а темпы роста можно и скорректировать.
Заявление Кадри Симсон значит очень многое.
Почти 30 лет, с 80-х годов, некие силы (для удобства назовем их «мировым правительством») делали все, чтобы навечно уничтожить атомную энергетику. Во всех странах было прекращено строительство новых реакторов. На население обрушили мегатонны антиядерной пропаганды − статьи, фильмы, книги − используя как главные козыри аварии на американской АЭС Три-МайлАйленд в 1979 году, Чернобыльскую аварию в 1986 году и аварию на японской АЭС Фукусима-1 в 2011 году.
Были созданы и щедро финансировались антиядерные группы, организовывавшие не только дешевые пикеты, но и дорогостоящие многотысячные демонстрации. Сегодня их опыт используют климатические активисты.
Наибольшего успеха мировое правительство достигло в Германии, где запрет атомной энергии прописан в законе (как и в Австралии, кстати). В 1987 году, через год после Чернобыльской аварии, в Германии была издана книга для детей и подростков «Облако», автор Гудрун Паузеванг, в которой ярко описывались страдания детей, умирающих после ядерной аварии. Книга стала бестселлером, ее включили в школьную программу.
Три поколения немецких школьников выросли на ежедневном вдалбливании в их головы тезиса о кошмаре атомной энергетики (а потом кошмаре глобального потепления, теории AGW − антропогенного глобального потепления, то есть потепления климата планеты вследствие сжигания человечеством ископаемого топлива).
В недрах сети нет-нет, да и проскочит идея о заслуге Ангелы Меркель (канцлер с 2005 по 2021 год) по уничтожению энергетики Германии путем отказа от АЭС и переходе на ветряки и солнечные панели. Меркель − физик по образованию (говорили, что хороший), и она не могла не знать, что в одном грамме ядерного топлива содержится в 20 тыс. раз больше энергии, чем в грамме угля и газа, что теория AGW − сказка для двоечников по физике, а ветряная и солнечная энергия не способны обеспечить энергоснабжение чего-то круче мастерской по ремонту обуви. Вряд ли справедливы слухи, что Меркель была агентом КГБ, а вот мстить "Весси" за уничтожение промышленности и науки ГДР она, как "Осси", вполне могла.
То, что заложено в мозг во впечатлительном детском возрасте, изменить невозможно, и на свет появляются поколения, которые считают врагами и кошмаром: атомную энергию; потепление/похолодание; фреоны и озоновую дыру; евреев/негров/русских; мусульман/христан/атеистов; мясо и любой животный белок и т.п. Проблема, к сожалению, решается только сменой/уничтожением таких поколений.
Атомной энергетике была уготована бесславная кончина, но ее неожиданно спасло изобретение мировым правительством теории AGW (антропогенного глобального потепления). Скорее всего, инициаторы AGW не учли, что атомная энергия не выделяет СО2, а когда опомнились, было уже поздно. Отрицать безуглеродность атомной энергии невозможно, отрицать ее надежность и стабильность – тоже. Намучившись с непредсказуемой ветрогенерацией и полями солнечных панелей, генерирующих ночью ноль энергии, энергетики обратились к атому.
И тут история развития АЭС раздваивается. Более-менее самостоятельные страны (Китай, Индия, Турция, Польша, Чехия, Финляндия, Франция, Япония и некоторые другие) взялись строить крупные атомные электростанции с водо-водяными блоками гигаваттной мощности. Технология строительства таких реакторов, типа российского ВВЭР, хорошо отработана, они надежны и экономичны. Стоимость стабильной электроэнергии с АЭС находится в диапазоне $30-50 за МВтч, а оффшорная ветрогенерация, например, просит за свою прерывистую энергию $120-150 за МВтч.
Другие страны, менее самостоятельные и еще побаивающиеся полностью освободиться от антиядерного дурмана, выбирают Малые Модульные Реакторы (ММР). Главное преимущество ММР − его практически целиком изготавливают на заводе и перевозят к месту установки на трейлере. Нужно больше мощности − привезли и поставили рядом несколько ММР.
На этом достоинства ММР заканчиваются. Малый размер диктует неоптимальную конструкцию реактора (обычно для котла ММР требуется большее обогащение по урану 235) и неоптимальную компоновку системы охлаждения. Производство киловатт-часа на ММР становится дороже, и всегда остается вопрос безопасности. На сегодня разрабатываются десятки видов ММР и даже микрореакторы, работающие в кузове грузовика.
Больше всего преуспела, как минимум, в пиаре, американская компания NuScale. Ей первой и единственной удалось получить сертификат Комиссии США по ядерному регулированию.
NuScale также первая и единственная заключила контракт на строительство станции из шести своих реакторов VOYGR с Ассоциации муниципальных энергосистем штата Юта (UAMPS) и со странами Восточной Европы − Польшей, Румынией, Болгарией Украиной.
- Самое смешное, что NuScale также стала первым в истории производителем, контракт с которым расторг первый же заказчик.
Компания предлагала UAMPS построить шесть модулей электрической мощностью 77 МВт каждый при суммарной электрической мощности станции в 462 МВт и просила за это "доступные всем" $9,336 млрд.
Но за $10 млрд можно построить современную и проверенную АЭС под ключ, с двумя энергоблоками общей мощностью 2,4 ГВт, со сроком службы 60 лет и более.
Первоначально NuScale обещала $58 за МВтч, а в январе нынешнего года подняла смету до $89 за МВтч. И вряд ли это конечная цифра.
- Мормоны Юты решили не рисковать.
Особенности конструкции ММР − отдельная тема. Например, NuScale в своем реакторе из-за габаритных ограничений пришлось отказаться от насосов в первом контуре, так что большой вопрос − хватит ли конвекции для охлаждения активной зоны. Еще ни один котел VOYGR в реальности не заработал.
Котлы с конвекционным охлаждением и термоэлектрическим генератором автор лично видел в Курчатовском институте, но это были котлы небольшой мощности для сугубо военных целей. Энергетика у них была никакая.
Скорее всего, затея с ММР при подобной стоимости потерпит если не сокрушительное, то экономическое фиаско − энергия получится слишком дорогой. Но когда это поймут, паровоз атомной энергетики уже наберет ход, остановить его будет невозможно.
Тридцатилетняя борьба «мирового правительства» с самой перспективной энергетикой потерпела крах. Закономерный итог любой борьбы против объективных законов физики и развития человеческой цивилизации.
Свежие комментарии