Дело благое, но только ли научными изысканиями занимаются военные в таких случаях? Вопрос, конечно, интересный.
В феврале 1946 года не какой-нибудь там университетский или академический начальник, а именно министр ВМС США Джеймс Форрестол (тот самый, что через три года сиганул в окно с 16-го этажа, спасаясь от русских), так вот, он поручил отставному адмиралу Ричарду Бёрду возглавить операцию под кодовым названием «Highjump» (Высокий прыжок), официальное название — Программа развития Антарктики ВМС США, 1946–1947 гг .
Экспедиция была поддержана крупными военно-морскими силами (обозначенными как Task Force 68) под командованием контр-адмирала Ричарда Крузена . В состав Оперативного соединения 68 входили 4700 человек, 13 кораблей, самолёты и вертолёты.
Целью операции были исследования в Антарктике, и не только в научных целях. Кстати, после её завершения, родился целый слой конспирологии о битвах участников этой операции то ли с окопавшимися там гитлеровцами, то ли с инопланетянами. Не прошёл мимо этой темы и я, ссылка будет в конце. Есть в ней некоторые интересные подробности.
Если вспомнить, что и открыта-то Антарктида была военными моряками, а конкретно русскими, (правда экипажи шлюпов "Восток" и "Мирный" комплектовались исключительно добровольцами с военных кораблей), то ничего экстраордирнарного в таком подходе нет. Однако интересен подбор американской флотилии. Помимо ледоколов в неё входили два эсминца, военные суда снабжения, две базы гидросамолётов, штабной корабль десантных сил «Маунт Олимпус» и даже дизельная подводная лодка USS Sennet (SS-408). Вишенкой на торте был авианосец USS Philippine Sea (CV-47).
Правда, его снимков в антарктических льдах, как ни искал, не нашёл. А фото лодки вполне достаточно
Это она ещё до того, как крепко поцеловалась со льдом. А вот после того:
Есть и снимок её моряков внутри, за важным делом - ремонтом электрокофейника
Ах, эта ностальгия по тем витым элетрошнурам - я ведь их ещё застал 😊
Только мне кажется, что снимок сделан в более дружелюбных водах, сомнительно, что среди антарктических льдов на дизелюхе можно быть столь легко одетым.
Ричард Бёрд был назначен руководителем не случайно, он имел опыт исследования Антарктики ещё с 1929 года, будучи в том числе участником создания базы "Литтл Америка" в районе Китовой бухты. Только она вместе с ледником постоянно сползала к морю, поэтому на этот раз предстояло воссоздать её под названием "Литтл Америка-4".
А кроме того, среди целей "Высокого прыжка" были, согласно отчету ВМС США об операции, - "обучение персонала и испытание оборудования в условиях холода; определение возможности создания, содержания и использования баз в Антарктике и исследование возможных мест размещения баз; разработка методов их создания". И само собой, отработка разнородных сил флота в таких условиях.
Отработку произвели, базу построили, правда при этом во время авиационной аварии погибли три человека, остальных 6 нашли только через 13 дней. Да ещё каток, уплотнявший взлётную полосу, задавил зазевавшегося матроса. Экспедиция была свёрнута раньше срока из-за необычно ранней зимы.
Вернувшись, Бёрд "предупредил, что Соединенные Штаты должны принять меры защиты от возможности вторжения в страну враждебных самолетов из полярных регионов. Экс-адмирал объяснил, что он не пытался никого напугать, но жестокая реальность такова, что в случае новой войны Соединенные Штаты могут быть атакованы самолетами, пролетающими над одним или обоими полюсами".
Уже в год возвращения участников "Высокого прыжка" началась Операция "Windmill". Она была вторым проектом ВМС США по освоению Антарктиды, исследовательской и учебной миссией в 1947–1948 годах. Наряду с научными изысканиями отрабатывалась проводка конвоев в ледовых условиях.
В 1955 году под командованием всё того же Бёрда началась "Operation Deep Freeze" (Глубокая заморозка).
1800 человек прибыли в Антарктику для выполнения этой работы. Чтобы доставить людей и все необходимые припасы, использовали ряд судов: три ледокола USS Edisto, USS Glacier и USCGC Eastwind; два грузовых судна USS Arneb и USS Wyandot, танкер USS Nespelen и грузовое судно USNS Greenville Victory. Кроме того, они взяли несколько самолетов и вертолетов для использования в обследовании и транспортировке припасов в Антарктиде.
По названиям судов видно, что все они принадлежат к военно-морскому флоту. Планировалось построить два базовых лагеря: один в районе залива Уэйлс, а другой в заливе Мак-Мердо. Они надеялись построить Little America V (который должен был стать главной научной станцией в 1957-58 гг.) там, где были построены предыдущие базовые лагеря Little America, но это уже было невозможно из-за разрушения ледового берега, поэтому её построили в 30 милях от этого места.
Базы в Литл-Америква V и Мак-Мердо-Саунд теперь были самодостаточными, и в течение февраля корабли начали возвращаться в США, оставив 93 человека зимовать в Мак-Мердо-Саунд и 73 человека в Литл-Америке V. Эти люди начали научные наблюдения и готовились к деятельности следующего года, включая строительство еще двух базовых станций — Берд и Полюс. Многие последующие исследования были проведены в Антарктиде Соединенными Штатами под названием "Operation Deep Freeze" с указанием года. В 1998 году ВМС США официально покинули Антарктиду.
Но это в смысле постоянного там нахождения. Транспортное и иное периодическое обслуживание станций силами ВМС продолжается и поныне. На снимке - моряки из 1-го и 13-го батальонов по обработке грузов ВМС США на станции Мак-Мердо во время операции «Глубокая заморозка 2015»:
А кроме того, там работают авиация Национальной гвардии, ВВС и суда Береговой охраны США.
............................................................................................................................................................................
Та самая статья: Так с кем же воевали американцы в Антарктиде?
............................................................................................................................................................................
Свежие комментарии