В известном ограничительном документе – поправке Джексона-Вэника, принятом конгрессом США в 1974 году, нет упоминания Советского Союза, тем не менее именно события, происходившие в нашей стране, послужили толчком к ее появлению.
Летом 1972 года вышел указ Совмина СССР, согласно которому граждане, решившие выехать за рубеж на постоянное место жительства, обязаны были компенсировать государству расходы на их профессиональное обучение.
Средняя стоимость государственных трат на обучение специалистов оценивалась примерно в 12 тысяч рублей – весьма внушительная сумма, если учесть, что средняя зарплата в стране тогда составляла 130-150 рублей.
Неизвестно на чем основывались расчеты «пошлины за выезд», но правительство СССР можно понять: выставляя такую высокую плату оно хотело воспрепятствовать «утечке мозгов» за границу, и если гражданин все же выискивал необходимые средства, то это хоть как-то могло восполнить безвозвратную потерю людских ресурсов. Интеллектуальный уровень выезжающих был очень высоким. Эмигранты волны 1970-80-х (подавляющее большинство из них евреи) – преимущественно граждане с высшим образованием: научные работники, медики, преподаватели, представители творческой интеллигенции.
Как только постановление Совмина вступило в действие из-за рубежа посыпались обвинения в адрес советского руководства в ущемлении основополагающих прав человека. Среди критиков было немало лауреатов Нобелевской премии.
Закипела работа и в американском конгрессе, где задумались о введении санкций в отношении СССР и ему подобных государств. Несмотря на противодействие со стороны администрации Ричарда Никсона, в конце 1974 года по инициативе демократов Генри Джексона и Чарльза Вэника конгресс принимает судьбоносный документ, также известный как «постановление о торговле».
Поправка Джексона-Вэника предполагала ряд ограничений в сфере товарно-денежных отношений между Америкой и странами, в которых попирались права человека, в том числе и на свободную эмиграцию. Под ограничениями среди прочего подразумевались санкции на предоставление кредитов, покупку долговых обязательств, а также на поставку продукции «двойного назначения» (главным образом компьютерных технологий).
Кремль оперативно отреагировал на Поправку – пошлина на выезд была отменена. Тем не менее, судя по архивным данным, за пять месяцев взимания налога с эмигрантов бюджет страны успел пополниться примерно на 7 млн. рублей. Несложно подсчитать, что при сохранении налога, с учетом того, что до распада СССР из страны эмигрировало около 2 млн. человек, Кремль на своих гражданах мог бы заработать порядка 24 млрд рублей.
Несмотря на то, что, как казалось, главное препятствие для выезда за рубеж было снято, новые ограничения сильно сократили число эмигрантов. Советские ОВИРы могли годами рассматривать заявления на выезд и в конечном итоге отказывать просителям. Основной причиной запрета на выезд для так называемых «отказников» становился «доступ к государственным тайнам».
Сэм Клигер, возглавляющий русский отдел Американского еврейского комитета, отмечает, что советское руководство пришло в негодование после обнародования поправки Джексона-Вэника. Резко снизилось количество разрешений на выезд, и «отказники» были вынуждены жить в страхе, без работы и без видимых шансов на скорый отъезд. По словам Клигера, правительство СССР даже рассматривало вариант прекращения выплат США долговых обязательств по ленд-лизу, оставшихся после окончания войны.
Позднее в отношении некоторых стран (например, Китая) поправка Джексона-Вэника была отменена, но СССР по-прежнему оставался под действием санкций. Ведь в нашей стране все еще сохранялась плановая экономика и государство не являлось членом ВТО.
Впрочем, серьезного ущерба американские санкции СССР не причинили. Советский Союз был страной с фактически закрытой экономикой, где экспорт и импорт продукции не превышал 10% от всего товарооборота.
Закон Джексона-Вэника продолжал действовать (пусть и на бумаге) и после распада Советского Союза – теперь в отношении России и большинства стран СНГ. И это несмотря на то, что никаких запретов на выезд граждан за рубеж в нашей стране не существовало, а ее экономика давно перешла на рыночные механизмы хозяйствования.
В американской администрации признавали, что Россия выполняет все требования, а поэтому президент США каждый год в рамках своих полномочий приостанавливал действие этого документ в отношении Москвы. Для официальной отмены поправки оставался один шаг – вступление России в ВТО.
Только в 2011 году Белый дом стал проводить активную работу с конгрессом, чтобы дать возможность вступить России в ВТО, тем самым отменить действие устаревшей поправки Джексона-Вэника.
Как отмечал тогда американский политик Рон Кирк, вступление России во Всемирную торговую организацию должно было благоприятно отразиться на деятельности американских компаний в нашей стране.
Действие Поправки, мешавшей установлению полноценных торгово-экономических отношений между США и Россией, прежде всего вредило Вашингтону.
В первое десятилетие XXI века объем американского экспорта в России демонстрировал устойчивый рост и к 2011 году составлял 8,3 миллиарда долларов. Это напрямую способствовало открытию в США дополнительных 50 тыс. рабочих мест.
По результатам исследования Института Петерсона, устранение всех законодательных барьеров могло уже в ближайшие годы удвоить как объем американского экспорта в Россию, так и количество рабочих мест.
В конце концов переговоры о вступлении России в ВТО дали о себе знать. 21 июля 2012 года только что занявший свой пост президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирного торгового союза». А 21 ноября 2012 года конгрессом США было официально отменено действие поправки Джексона-Вэника.
Поимо очевидных преимуществ, как улучшение инвестиционного климата в стране и доступ к международному механизму разрешения торговых споров, присоединение России к ВТО и отмена Поправки имели ряд негативных последствий. Были понижены импортные пошлины, в связи с чем пострадали многие российские производители.
В 2018 году депутаты фракции КПРФ опубликовали доклад, в котором были подсчитаны убытки, вызванные членством России в ВТО. Согласно документу, за 5 лет вхождения во Всемирную торговую организацию Россия потеряла 900 млрд рублей, если ничего не изменится, то к 2022 году эта сумма достигнет 12 трлн. рублей. Единственным эффективным решением проблемы, по мнению коммунистов, станет выход России из ВТО.
Тарас Репин
© Русская Семерка
Свежие комментарии