Это хорошо, что мы спорим о том, каким должен быть человек будущего и чему в связи с этим следует учить в школе. Чтобы спор был продуктивным, надо уметь различать интересы «классов»: правительству от будущих граждан надо одно, руководителю производства – другое, а родители хотели бы для своих детей совсем третьего.
Иногда эти интересы совпадают. Иногда нет. И в какой-то момент начинает формироваться и всё сильнее проявляться собственный интерес объекта воспитания.Как родитель я хотел бы, чтобы мои дети «твёрдо стояли на ногах» и, образно говоря, понимали, что хлеб не на деревьях растёт. И не образно тоже: они должны в школе срезать колос, потеребить его, чтобы вытрясти зёрна, смолоть и испечь хлеб (или хотя бы лепёшку).
- Школа должна быть практической: за время учёбы дети должны заметить, что они не в пустоте учатся, а рядом со швейной фабрикой (или с производством пластиковых окон); должны попробовать практически – по 2-3 недели – поработать на разных крупных или мелких предприятиях, промышленных и сельскохозяйственных. Это 5-6 «практик», начиная с 7-8-го класса.
- 6 заходов по 2 недели в «рабочую жизнь» за 6 лет учёбы – это для знакомства, но не для формирования каких-либо серьёзных навыков; это поможет немного лучше ориентироваться, но не «твёрдо стоять на ногах». Для последнего в ребёнке необходимо каждый день, из года в год, воспитывать волю. В современном мире не так важно, сколько и чего ты знаешь прямо сейчас – важна твоя готовность приложить усилия к получению новых знаний и навыков.
- В общем-то это и всё – тренированной воли и первичных навыков социального ориентирования вполне достаточно, чтобы плыть дальше самостоятельно. Можно лишь в какой-то степени облегчить это плавание с помощью навыков самообучения. То есть если школа разовьёт эти навыки, это будет хорошим бонусом.
Школа со всеми учителями и администрацией ведь тоже не в пустоте живёт; и если все родители дружно скажут «нам надо это!» (перечисленное выше), школа в нашем микрорайоне никуда не денется и будет двигаться в эту сторону.
Но проблема школы в том, что не бывает таких дружных и сознательных родителей. Наверное, самое большое число родителей хочет вовсе не этого, а поступления своих детей в вуз, а затем непыльную, но денежную работу. То есть родители, как раз хотят воспитать из своих детей потребителей. Не все. Но так много, что это становится заметно, и меня лично раздражает.
В этих условиях двигать школу в «правильном» направлении может только государство. Я не вижу, как перечисленные мной требования «правильного родителя» к школе могут противоречить государственной политике. Единственное, что этих требований государству недостаточно: должно быть добавлено воспитание патриотизма.
Я понимаю, что личное то ли богоискательство, то ли богоборчество преподавателя не должно мешать ему обучать мелких дважды два и чем NaCl отличается от HCl в соответствии с утвержденной государственной программой.
- Второй вопрос по утверждению государственной программы. Кто её утверждает, на каких основаниях, для чего, собственно, чтобы что получилось-то? Слава Богу начали отходить от маразма "выращиваем потребителя". А взамен что? Знатока химических формул и математических удобрений?
Свежие комментарии