Советский приключенческий фильм «Макар — следопыт» по праву занял место рядом с «Островом сокровищ» и надолго остался в памяти подростков, которые смотрели его в 1984 году. Да и снимали его практически той же командой и с тем же мальчишеским задором. Для детей он подходит до сих пор, а взрослое население с удовольствием его пересматривает, вспоминая свою молодость.
Это 3-серийный фильм про приключения мальчика и его собаки в годы Гражданской войны в южных степях России.
На самом деле, совершенно не понятно — на какой возраст рассчитывался фильм, потому что там собрано столько легендарных актеров, и так увлекательно снято, что и взрослые и дети до сих пор с напряжением смотрят все серии до конца.
Продуманы все персонажи, и "красные", и "белые". Юные актеры, Сергей Савватеев (Егорка), Ангелина Полянчукова (Любочка) и, конечно, Максим Минин (Макар), прекрасно играют свои роли. Впоследствии они не связали свои жизни с кинематографом, некоторые, как А. Полянчукова, еще снималась в детстве в нескольких фильмах, но роль в "Макаре" осталась самой известной.
А уж взрослые актеры в картине очень звездные: О. Борисов, А. Леньков, М. Минин, А.Ростоцкий, И.Краско, В.Этуш, В.Алексеенко, А.Горбунов, Г.Штиль, И.Дмитриев, В.Ильичев, А.Рудаков, В.Сухоруков, В.Наконечный.
Всех зрителей сразу привлекали к себе те, кто играл белогвардейцев. Им очень шли мундиры. Олег Борисов прекрасно смотрелся в черном мундире и сразу привлекал к себе внимание. Выглядел как настоящий разведчик, а уж голосом и мимикой создавал такой образ, что просто невозможно было оторваться от картины.
Также выигрышно смотрелся и Игорь Дмитриев, (который, кстати, потомок аристократического рода А.Шерер), а в мундире англичанина выглядел как «записной» дворянин. Кроме того он много импровизировал и шутил в картине и на съемочной площадке. Забавно до сих пор смотрится его зарядка для англичанина и то, как его герой заставляет хозяина пробовать пищу, прежде, чем съесть самому. Кстати дублей делали много, поэтому актер, игравший хозяина домика, где поселился англичанин, наелся вареников на всю жизнь.! ;)
В фильме вообще много юмора и забавных сценок. Особенно хорош тандем В. Ильичева и А. Рудакова. Их вообще можно было смотреть просто как комиков, настолько отлично актеры играли и лицом и голосом. Не только в этой картине, но и в других актерских работах, их часто ставили вместе, потому что эти персонажи радовали глаз зрителя своей комической внешностью и умением ее преувеличивать в кадре.
Очень много в картине трюков, работы для каскадеров было предостаточно. В фильме и скачут на лошадях с переворотом и падениями, и стреляют, и прыгают на автомобили, прыгают с домов и деревьев. Одним словом — полный набор приключений, и все это на одном дыхании. При этом части актеров пришлось трюки делать самим, как например главному герою — Макару - его дублер трюк сделал неудачно и сломал себе ключицу. Мальчику, игравшему Макара, пришлось прыгать с движущейся машины самому. Есть трюки с подвешиванием за ноги, что по тем временам было довольно сильно даже для каскадеров.
Антураж в помещении и на натуре, четкость выбора декораций — поражают отдельно. Чего только стоил переносной антикварный шкаф - трактир англичанина.
Вообще все декорации подобраны и сделаны были очень профессионально и с большой любовью. На антураж не скупились, поскольку фильм был про Красную Армию, и на заказ от государства.
В эпизоде, где собака очень активно облизывает главного героя, якобы от радости, собаку не кормили перед съемками целый день, а героя облили мясным бульоном. Радости у собаки было много, у актера — не очень.
Танки, которые зритель видел в фильме, были не настоящие, а из фанеры, поставленные на платформу от автомобилей УАЗ. Но были так красиво сделаны и так покрашены, что казались совершенно натуральными и металлическими.
Кино снимали в Киеве, его окрестностях, и степях Украины.
Картина потрясает в любом возрасте не политической подоплекой, она там практически не просматривается, а нескончаемым набором приключений главных героев. При этом даже по фильму видно — насколько дружная была общая команда всей труппы, как люди помогали друг другу во время съемок, и как они наслаждались съемочным процессом.
Наблюдать за очередным наглядным примером прекрасного уровня развития советского кинематографа, умеющего как нельзя лучше соответствующим образом воплотить подходящий материал, будет весьма занятно и в наши дни, если вас не сильно смутит определённая доля лёгкой наивности и водевильности действия, рассчитанного прежде всего на особенности детского восприятия. А дополнить общее положительное впечатление от просмотра поможет должное музыкальное сопровождение (композитор В.Лебедев, текст песни Л.Куклин), пусть и представленное одной-единственной песней, но которая ни в чём не уступит знаменитому и до сих пор востребованному саундтреку из тех же «Неуловимых мстителей».
Сегодня этот фильм редко можно встретить на экранах ТВ, но он есть в Сети. Может сейчас он и кажется несколько наивным, а для новых поколений это уже вообще глубокое ретро, но с 1984 года это один из самых любимых и популярных фильмов моего детства, наряду с "Приключениями Электроника" (1979), "Островом сокровищ" (1982), "Приключениями Тома Сойера..." (1981), "Гостьей из будущего" (1984), "В поисках капитана Гранта" (1985)...
Свежие комментарии