Приложение
Николай Анохин
Традиция Русского мира
Истинное, художественное искусство почерпает свой Предмет из религиозной глубины, из сферы веяний Божиих, даже и тогда, когда рисуемые им образы природы и людей не содержат во внешней видимости ничего церковного и религиозного. Великие художники знают это. Они знают также, что самое вдохновение их священно и божественно.
И.А. Ильин
Наряду с незаурядными плодами научной деятельности и чудесами технического прогресса, век минувший ХХ, не избежал весьма многих небесспорных положений и легкомысленных заблуждений, оставив их в наследство вместе с достижениями веку нынешнему. Пленившись невиданными успехами научно-технического развития, многие, и даже, в своём роде весьма добросовестные деятели искусства и культуры, перенесли критерии оценки результатов «научно-технической революции» в область восприятия культуры. Жажда новизны, вызванная желанием поскорее «вкусить от плода» очередного достижения естественных наук, породила модернистское мировоззрение, где прикладной подход к любой интеллектуальной и творческой деятельности в сочетании с потребительским отношением к миру, оставил в стороне всё возвышенное религиозное, вечное.
Так суетливая погоня за новыми ощущениями, пришла на смену величавому созерцательному покою. Это поветрие не миновало и искусство, где породило великую путаницу в критериях и оценочных категориях, что нанесло весьма ощутимый урон целостности мироощущения как художника, так и критика.
Выдающийся русский мыслитель Иван Ильин уже в первой половине ХХ столетия охарактеризовал это явление, как «кризис искусства».
Апофеозом такого кризиса явилась утрата, или, что ещё хуже, массовое уничтожение бесценных произведений прошлого, вульгаризация языка, пренебрежительное или утилитарное отношение к памятникам культуры. В совокупности с отсутствием должного внимания к сохранению и продолжению традиции, как основы культурного становления и развития, появилось весьма расхожая теория о неоспоримых достоинствах «новаторских достижений» в истории искусства, где увлечение «новизной» доходило до полного отрицания традиций, вплоть до «объявления войны» всей предшествующей культуре.Тем не менее, история культуры неоспоримо свидетельствует о том, что подлинное достоинство произведений искусства отнюдь не в «новизне» произведения, но в образном проявлении этического и эстетического начала осуществляемого художественными средствами. Всё значительное, что достигнуто в искусстве, замечательно не нервирующей «свежестью» или эпатирующей «новизной», но глубиною внутреннего содержания, эстетическим достоинством и верностью формы, посредством которой художник являет миру некую тайну, открывшуюся его внутреннему взору. Подлинное искусство никогда не ставило своей целью открывать нечто неожиданное, эффектное, неизвестное или шокирующее, а если художник и испытывал порою нужду в новых формах, неизведанных образах, и технических приёмах, то лишь постольку, поскольку они служили ему и выражали основной смысл произведения. Если постараться быть предельно лаконичным, можно сказать, что в основе всякого большого произведения искусства лежит слово, воплощённое в художественный образ. …В русской культуре, как нигде с особенной силой звучит слово о Вечном… И именно в присутствии Вечности и для художника, и для зрителя, рассуждения о достоинстве «нового, перспективного» перед «старым, отжившим», становятся неуместными, недостойными пера, кисти, нотного стана…
Мы, русские – народ, во многом уникальный . Наше возникновение, мироощущение, наша идентичность, немыслимая без государственности, и даже само название народа, выраженное в прилагательном (как бы указывающее на верность некоему предначертанному Свыше служению) – удивительное, и для многих - непостижимое явление.
Более тысячи лет тому назад, на просторах Восточной Европы, населенной по преимуществу славянскими и угро-финскими племенами, в купели Крещения родился народ, названный впоследствии Святой Русью. Народ, призванный не к национальной обособленности и истреблению других народов, не к устроению благополучного, удобного и сытого быта, не к поискам богатств и земного могущества, но к взысканию «Царства Небесного и Правды Его», к исканию Высшей Справедливости, к нищете духа, жаждущей Вечной Истины, к терпеливой кротости и младенческому незлобию… Никогда для русского человека не станет примером успешная жизнь и материальное благополучие, достигнутое при сомнительных нравственных качествах характера. Никогда не погонится он за большим заработком, в надежде потратить его на массу удовольствий, чтобы испытать упоение от ощущения возможности «брать от жизни всё». Ни ореол славы великого завоевателя и властителя, ни пример деловито-практичного хозяина и удачливого торговца, ни образ роскошного богача, не вдохновят его, но дорого ему честное имя христианина, не зависящее ни от дорогих одежд, ни от мирских почестей, ни от умения подобострастно производить благоприятное о себе впечатление.
Для него не покой и земное благо - смысл бытия, не стяжание и умножение имений, не громкая о себе слава в веках, но ощущение Бога сердцем и душой. Это ощущение возможно лишь при одном условии – при отношении к своему земному жизненному пути, как к крестоношению…
Культура всякого народа уникальна и неповторима – она есть историческое проявление творческих способностей его души, неложное свидетельство мироощущения и всего строя жизни от обыденности бытового устройства до самых возвышенных религиозных понятий. Она являет собою смысловой стержень, обусловливающий самостоятельность мировоззрения и независимость
Существование и развитие культуры немыслимо без традиции.
Именно традиция определяет самосознание народа, формирует характер бытия, отторгая всё случайное, зловредное, губительное, бережно сохраняя животворящие основы исторической памяти народа. Традиция всегда в хорошем смысле реакционна, и в этом она подобно иммунитету безошибочно определяя вторгающуюся опасность, не приемлет ничего, что способно разрушить культурную идентичность. Пока в народе есть носители традиции, можно быть уверенным в том, что он не исчезнет, не потеряет культуры, не лишится государственности, несмотря ни на какие неблагоприятные условия…
Свежие комментарии